Сообщение об ошибке

  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/index.php:1) in drupal_send_headers() (line 1503 of /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/index.php:1) in drupal_send_headers() (line 1503 of /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/index.php:1) in drupal_send_headers() (line 1503 of /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/index.php:1) в функции drupal_send_headers() (строка 1503 в файле /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/index.php:1) в функции drupal_send_headers() (строка 1503 в файле /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/index.php:1) в функции drupal_send_headers() (строка 1503 в файле /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/includes/bootstrap.inc).

Вступление на Землю Обетованную

После сорокалетнего странствия по пустыне Всевышний Аллах разрешил израильтянам вернуться на свою родину и зайти в Иерусалим. Евреи были непослушным и неблагодарным народом, но Аллах не переставал оказывать им Свою милость. Он велел им войти в город, в котором их ожидало благополучие и процветание. Аллах приказал израильтянам при вхождении в Иерусалим подтвердить свою покорность перед Ним на словах  и на деле; они должны были смиренно войти во врата и попросить Аллаха о прощении. За это Всевышний Аллах обещал простить им грехи и вознаградить творящих добро иудеев, как в этом мире, так и в последней жизни.

«Вот Мы сказали: «Войдите в этот город и ешьте вволю, где пожелаете. Войдите во врата, поклонившись, и скажите:

«Прости нас!» Мы простим ваши прегрешения и приумножим награду творящим добро» (2 аль-Бакара, 58)

Согласно предположениям некоторых комментаторов, после сорока лет скитаний Муса отправил сынов Израиля на сражение с амаликийцами. Во главе с Йушей (Иешуа) ибн Нуном они напали на город Ариха (Иерихон - город на территории Палестины), или на Иерусалим, и сражались с тиранами. В этой битве израильтяне одержали верх над врагами. Муса вошёл в город, и остаток лет прожил там.

По преданиям иудеев, Йуша стал преемником Мусы и  одним  из пророков сынов Израиля. Управление Израильским государством перешло к нему, он продолжил дело Мусы и, в конечном итоге, овладел всей территорией Палестины и Шама.

Следует отметить, что в достоверных источниках о сражении Йуши с амаликийцами, как впрочем, и о пророческой миссии Йуши, нет никаких упоминаний.

 

Божественные заповеди

Пророк Муса получил от Всевышнего Аллаха Скрижали, на которых были высечены заповеди Новой религии, «назидание о всякой вещи и разъяснение всего сущего».

Согласно общепринятому мнению иудеев и христиан, на этих Скрижалях были высечены десять заповедей Всевышнего Аллаха. Текст десяти заповедей (по синодальному переводу Библии) следующий:

  1. Я - Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них  всякие  дела  твои,  а  день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осёл твой, ни всякий] скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

Следует напомнить, что Скрижали с текстом Божественного закона были утеряны, а потому, что в действительности было на них высечено - знает только Всевышний Аллах.

Иудеи, которым было дано Писание Аллаха, должны были хранить его и следовать ему. Однако они утратили истинные Заповеди Всевышнего и остались с измененными заветами. Но если внимательно посмотреть на изложенные в Библии Заповеди (Втор.5:7-21) (Исх.34:14-26), то можно заметить, что их суть озвучена в Коране, где Всевышний Аллах в последнем Священном Писании, данном человечеству, повелевает людям:

«Скажи: «Придите, и я возвещу [вам] то, что заповедал вам ваш Господь, [который велел] не поклоняться наряду с Ним другим божествам, относиться к родителям с добром, не убивать своих детей, [опасаясь] бедности, ибо Мы даруем удел и вам и им - не совершать мерзостных поступков, ни явных, ни тайных; не убивайте человека, ибо Аллах запретил это, за исключением тех случаев, когда у вас [на это] есть право. Все это заповедал вам Аллах, быть может, вы образумитесь.

Не распоряжайтесь имуществом сироты, кроме как на благо [ему], пока он не достигнет совершеннолетия; наполняйте меру [полностью] и взвешивайте [товар] по справедливости: Мы возлагаем на человека [обязанности] только по мере его возможности. Когда вы выносите суждение, будьте справедливы, если даже [дело] касается [вашего] родственника. Выполняйте [ваш] завет Аллаху. Все это заповедал Вам Аллах, быть может, вы опомнитесь» (6 аль-Анам, 151-152)

 

Корова

История, о которой пойдет речь, упоминается в суре «аль- Бакара (Корова)» Священного Корана. Израильтяне обратились к Мусе рассудить их спор по поводу убийства одного из иудеев. Ситуация была настолько сложной и запутанной, что она прояснилась только благодаря чуду Всевышнего Аллаха.

Предыстория убийства иудея в достоверных источниках не указана. Толкователи по этому поводу выдвигают совершенно различные предположения. Одна из наиболее распространённых версий такова: некий молодой праведный человек из сынов Израиля посватался к девушке, и она ответила ему согласием. Сын дяди этого юноши, известный своим безнравственным поведением, тоже посватался к этой девушке, но получил отказ и затаил в своём сердце ненависть к двоюродному брату. Как-то ночью он коварно напал на него и убил, а тело бросил в одном из кварталов города. На следующий день он, как ни в чём не бывало, подошёл к телу и стал рыдать лицемерными слезами, говоря: «Тот, кто убил брата, должен выплатить мне за пролитую кровь, а если убийца не найдётся, то люди этой местности должны дать мне выкуп за убитого!»

Согласно другому предположению толкователей, среди израильтян был один старый богатый человек. У него были племянники, которые желали его смерти, чтобы унаследовать его богатство. Один из них убил своего дядю под покровом ночи (хотя есть версия, что убийцами были оба брата) и бросил его тело на перепутье дорог, чтобы не было понятно, в каком именно селении (или квартале города)       произошло это преступление. Утром люди увидели труп и начали беседовать между собой о случившемся. В это время пришел племянник- убийца и стал лить слёзы, сетуя на то, что случилось с его дядей. Какова была предыстория события, Аллах знает лучше. Коранический же рассказ начинается с того, что израильтяне сообщили об убийстве пророку Мусе. Дело было настолько запутанным, что среди людей возникли сильные разногласия, из какой местности был убийца. Развитие этой ситуации могло привести к серьезным волнениям, беспорядкам и стычкам между иудеями разных селений.

Муса для решения этого вопроса обратился к Всевышнему Аллаху и получил от Него указание зарезать корову. Он передал своему народу повеление Господа, однако израильтяне с недоверием отнеслись к словам Мусы и стали переспрашивать его, не насмехается ли он над ними. Людям нужно было без сомнений и колебаний исполнить то, что им было велено Пророком, но они решили возразить ему. Если бы иудеи немедленно выполнили приказ, то быстро достигли бы нужного результата, но они начали задавать бесполезные вопросы, всё более и более усложняя дело. Вначале они спросили у Мусы, какая должна быть эта корова, потом стали уточнять, какого возраста она должна быть, затем стали расспрашивать о её  масти и так далее. Такое поведение израильтян свидетельствовало об их невежестве. Изначально они могли бы зарезать любую корову без особых усилий и проблем, но они стали задавать многочисленные вопросы и всё глубже и глубже увязали в ненужных мелочах. Чем больше они вдавались в детали, тем больше Аллах усложнял их задачу поиска необходимого животного, наказывая их за упрямство. В конечном итоге, они нашли нужную корову, но им пришлось заплатить огромные деньги, так как животное, отвечавшее всем необходимым условиям, имелось только у одного человека, и он взвинтил цену в разы. Сумма была настолько велика, что израильтяне едва не передумали совершать жертвоприношение. По поводу того, кто же был хозяином коровы, толкователи дают различные комментарии. По мнению одних, корова принадлежала человеку, который был добр и ласков по отношению к своему отцу. Однажды ему подвернулась очень выгодная сделка, касающаяся продажи некой вещи, которая находилась у него в лавке. Однако его лавка была закрыта, а ключи от неё находились в кармане у его отца. Родитель в это время спал, и для того чтобы достать ключи, нужно было его разбудить. Добродетельный сын ради того, чтобы не потревожить своего отца, отказался от сделки, которая принесла бы ему немалую прибыль. Его клиент ушёл. Проснувшись, отец узнал о случившемся, поблагодарил своего милосердного сына и подарил ему корову, сказав: «Я надеюсь, эта корова принесёт тебе много милости и добра». Так и получилось; именно эта корова соответствовала тем условиям, которые были указаны израильтянам Всевышним Аллахом.

По мнению других богословов, хозяином коровы была праведная женщина, которая одна воспитывала своих детей сирот и очень нуждалась в деньгах.

Когда израильтяне зарезали корову, им было велено её частью ударить убитого иудея. Некоторые толкователи уточняют, что этой частью коровы был её язык, другие говорят, что это хвост, третьи – кусок мяса. На самом деле, это совершенно неважно.

Израильтяне выполнили указание, и Аллах воскресил человека, который был убит. Тот назвал имя злодея, и таким образом, с помощью чуда Господа, это дело было распутано и раскрыто.

В Коране эта история звучит так:

«Вот Муса сказал своему народу: «Аллах приказывает вам зарезать корову». Они сказали: «Неужели ты насмехаешься над нами?» Он сказал: «Упаси меня Аллах оказаться одним из невежд».

Они сказали: «Помолись за нас своему Господу, чтобы Он разъяснил нам, какая она». Он сказал: «Он говорит, что она не старая и не телка, средняя по возрасту между ними. Выполните же то, что вам велено!»

Они сказали: «Помолись за нас своему Господу, чтобы Он разъяснил нам, какой она масти». Он сказал: «Он говорит, что эта корова светло-желтого цвета. Она радует смотрящих».

Они сказали: «Помолись за нас своему Господу, чтобы Он разъяснил нам, какова же она, ведь коровы кажутся нам похожими одна на другую. И если Аллах пожелает, то мы последуем прямым путем».

Он сказал: «Он говорит, что эта корова не приучена пахать землю или орошать ниву. Она здорова и не имеет отметин». Они сказали: «Теперь ты принес истину». Затем они зарезали ее, хотя были близки к тому, чтобы не сделать этого.

Вот вы убили человека и стали препираться по этому поводу. Но Аллах выявляет то, что вы скрываете.

Мы сказали: «Ударьте его (убитого) частью ее (коровы)». Так Аллах воскрешает мертвых и показывает вам Свои знамения - быть может, вы уразумеете» (2 аль-Бакара, 67-73)

 

Муса и Хыдр

Одним из интереснейших коранических рассказов о пророке Мусе является история, которая случилась с ним и рабом Всевышнего Аллаха Хыдром (Хадиром, Хезром). Это повествование, изложенное в Священном Коране, столь поучительно, что о нём невозможно не упомянуть.

Однажды пророк Муса на собрании израильтян читал проповедь, и вдруг один человек спросил Пророка, знает ли он кого-нибудь, кто был бы знающей и сведущей  его.  Муса ответил, что не знает. Тогда Господь ниспослал Мусе откровение, что существует человек, более знающий и мудрый, чем он. Это Его раб и слуга Хыдр, который сейчас находится у большой скалы между слиянием двух морей.

По предположениям некоторых комментаторов, слияние двух морей - это Гибралтарский пролив, слияние Средиземного моря и Атлантического океана. Однако есть и другое мнение, что это слияние Красного моря с Индийским океаном. А возможно, это местность между Средиземным и Красным морями. Истина об этом – у Всевышнего Аллаха, и, скорее всего, для передачи сути истории это не столь важно.

Муса стал расспрашивать Всевышнего, как можно найти этого ученого, и Господь повелел ему взять одну рыбу, положить её в свою корзину и отправиться к слиянию морей. В том месте, где рыба ускользнет от него, он и встретит этого человека.

Муса избрал в попутчики своего друга - храброго, мужественного и верующего человека из сынов Израиля - Йушу ибн Нуна. Они положили в корзину рыбу и вышли по направлению, указанному Всевышним Аллахом. Дойдя до места возле скалы, они немного отдохнули и отправились в путь далее. Пройдя какое-то расстояние, проголодавшись, Муса предложил Йуше съесть рыбу, но тот ответил, что забыл её во время отдыха. Тогда Муса понял, что произошедшее с рыбой было знамением, связанным с поисками ученого. Они поспешили вернуться на прежнее место и увидели Хыдра.

После приветствий Муса попросил набожного слугу Аллаха научить его некоторым из тех истин, которые Господь открыл ему. Хыдр ответил, что у Мусы может не хватить терпения, когда он увидит те вещи, которые лежат за пределами его знаний, и предназначение которых будет указано только Хыдру. Муса пообещал, что будет терпелив и никогда его не ослушается. Тогда Хыдр разрешил ему сопровождать его, но при условии, что Муса не будет задавать ему никаких вопросов, ни на какую тему до тех пор, пока он сам не расскажет ему об этом. Муса обязался быть терпеливым в пути со своим учителем, и они отправились в дорогу.

«Вот Муса сказал своему слуге: «Я не остановлюсь, пока не дойду до места слияния двух морей или пока не потрачу на путешествие долгие годы».

Когда они дошли до места их слияния, они забыли свою рыбу, и она двинулась в путь по морю, словно по подземному ходу.

Когда они прошли дальше, он сказал своему слуге: «Подавай наш обед. Мы почувствовали в этом путешествии нашем усталость».

Он сказал: «Помнишь, как мы укрылись под скалой? Я забыл о рыбе, и только сатана заставил меня не вспомнить о ней. Она же отправилась в путь по морю чудесным образом».

Он сказал: «Это – то, чего мы желали!» Они вдвоем вернулись назад по своим следам.

Они встретили одного из Наших рабов, которого Мы одарили милостью от Нас и обучили из того, что Нам известно.

Муса сказал ему (Хыдру): «Могу ли я последовать за тобой, чтобы ты научил меня о прямом пути тому, чему ты обучен?»

Он сказал: «У тебя не хватит терпения находиться рядом со мной.

Как ты сможешь терпеливо относиться к тому, что ты не объемлешь знанием?»

Он сказал: «Если Аллах пожелает, то ты найдешь меня терпеливым, и я не ослушаюсь твоего веления».

Он сказал: «Если ты последуешь за мной, то не спрашивай меня ни о чем, пока я сам не поведаю тебе об этом»» (18 аль-Кахф, 60-70)

Во время путешествия с Хыдром, Муса стал свидетелем трёх странных происшествий, которые подробно описываются в продолжении этой коранической истории:

«Они вдвоем двинулись в путь. Когда же они сели на корабль, он (Хыдр) сделал в нем пробоину. Муса сказал: «Ты сделал пробоину, чтобы потопить людей на нем? Ты совершил тяжкий поступок!»

Он (Хыдр) сказал: «Разве я не говорил, что ты не сможешь сохранить терпение рядом со мной?»

Муса сказал: «Не наказывай меня за то, что я позабыл, и не возлагай на меня тяжелое бремя».

Они продолжили путь, пока не встретили мальчика, и он (Хыдр) убил его. Муса сказал: «Неужели ты убил невинного человека, который никого не убивал? Ты совершил предосудительный поступок!»

Он (Хыдр) сказал: «Разве я не говорил тебе, что ты не сможешь сохранить терпение рядом со мной?»

Муса сказал: «Если я спрошу тебя о чем-либо после этого, то не продолжай путь вместе со мной. Ты уже получил мои извинения».

Они продолжили путь, пока не пришли к жителям одного селения. Они попросили его жителей накормить их, но те отказались принять их гостями. Они увидели там стену, которая была готова обрушиться, и он выпрямил ее. Муса сказал: «Если бы ты захотел, то получил бы за это вознаграждение».

Он (Хыдр) сказал: «Здесь я с тобой расстанусь, но я поведаю тебе толкование того, к чему ты не смог отнестись с терпением.

Что касается корабля, то он принадлежал беднякам, которые трудились в море. Я захотел повредить его, потому что перед ними находился царь, который силой отнимал все целые корабли.

Что касается мальчика, то его родители являются верующими, и мы опасались, что он будет притеснять их по причине своего беззакония и неверия.

Мы захотели, чтобы Господь даровал им вместо него того, кто будет чище и милосерднее к своим близким.

Что же касается стены, то она принадлежала двум осиротевшим мальчикам из города. Под ней находился их клад. Их отец был праведником, и твой Господь пожелал, чтобы они достигли зрелого возраста и извлекли свой клад по милости твоего Господа. Я не поступал по своему усмотрению. Вот толкование того, к чему ты не смог отнестись с терпением»» (18 аль-Кахф, 71-82)

Праведный Хыдр объяснил Мусе, что всё, что он совершил в трёх данных ситуациях, было милостью Аллаха по отношению к экипажу лодки, родителям мальчика и сыновьям праведника. Он также добавил, что он совершил это не по собственному побуждению, а по приказу Аллаха, который внушил ему это сделать.

Отдельные исламские богословы считают, что Хыдр был пророком. Они объясняют это тем, что всё, что делал Хыдр, было велением Аллаха через откровение, а откровения не приходят к обычным, даже очень богобоязненным людям. Кроме того, Хыдр знал сокровенное, обладал знаниями, которых не было даже у пророка Мусы. Однако другие богословы утверждают, что Хыдр был одним из праведников и искренним слугой Аллаха, так как нет никаких доказательств, что у него был народ, которому он пророчествовал. Какое из утверждений толкователей является истинным – известно лишь Всевышнему Аллаху.

Что касается ученика Мусы, то достоверные хадисы ясно указывают, что это был Йуша ибн Нун, который после Мусы стал лидером народа Израиля.

В иудейских источниках упоминается еще одна история, связанная с пророком Мусой. Возможно, это вымышленный рассказ (истина известна только Всевышнему Аллаху), но история столь поучительна, что хотелось бы её озвучить: Однажды Муса проходил мимо горы, заметил на ней источник воды, совершил ритуальное омовение, а затем поднялся на вершину и начал молиться. В этот момент он увидел, как некий всадник остановился у источника и стал пить воду. Всадник имел при себе мешочек золота, однако забыл его у источника и уехал. После его ухода к источнику воды подошёл пастух, он увидел мешочек золота, взял его и ушёл. Затем к источнику подошёл утомлённый старик, неся на себе связку дров. Он положил дрова на землю, прилёг и стал отдыхать. Всадник в поисках своего золота вернулся к источнику, однако, не найдя мешочка, он подошёл к спящему старику и сказал: «Ты подобрал мой мешок с золотом, потому что кроме тебя здесь никого нет». Старик покачал головой: «Мне ничего не известно о твоём золоте». Наездник начал кричать, спор быстро перешел в драку, во время которой всадник убил старика.

Муса с вершины горы наблюдал за всеми этими событиями и в конце обратился к Аллаху: «Господи! Где же справедливость?» Господь ниспослал Мусе откровение: «Тот старик - дровосек, когда-то давно убил отца всадника, и сегодня сын убитого отомстил за отца. Отец всадника был должен такую же сумму денег, как та, что находилась в мешочке, отцу пастуха, и сегодня пастух приобрел то, что принадлежало его отцу. Таким образом, возмездие свершилось, и долг был возвращён. Воистину, Я являюсь справедливым судьёй».

Несмотря на то, что Муса был великим пророком, ему не были открыты все разумения. Эти истории ещё раз показывают, насколько же ограничены познания людей, и насколько безгранично Знание Всевышнего Аллаха.

О последних годах жизни пророка Мусы в достоверных источниках нет никакой информации. По преданиям, Муса до смерти жил и пророчествовал в Палестине, скончался в глубокой старости и был похоронен в окрестностях Иерусалима.

В последние дни своей жизни Муса вложил в ковчег скрижали с начертанными на них Заповедями Аллаха, положил туда свой посох и другие памятные вещи и передал ковчег своему преемнику Йуше ибн Нуну. Ковчег Завета для израильтян был особой святыней и являлся залогом их уверенности в счастливой жизни. Впоследствии он, со всем его содержимым, был утерян.