Полное омовение (гусль)
По Шариату полное омовение – это доведение чистой воды до всего тела. Основанием этому служат слова Всевышнего Аллаха (смысл):
«Если вы осквернены, т. е. имели половое сношение, мойтесь с головы до ног и очищайтесь…» (сура «Маидат», аят 6).
При полном омовении, будь это омовение после месячных и прекращения послеродовых выделений или после половой близости, нужно омыть все тело, доводя воду до каждой его части, до кончиков волос и между всеми складками. Омовение нужно проводить тщательно. Обязательным является омывание тела один раз.
После очищения человеку дозволяется все, что было запрещено в оскверненном состоянии. Также он получит вознаграждение и приближение к Аллаху.
В Шариате омовение делится на полное и малое. Полное омовение – это купание, малое – это омовение перед намазом.
Виды гусля:
- Гусль – мафруд (ваджиб).
- Гусль – муснун ( сунна) – для Жум'а (пятничных молитв), 'Ид (праздничных молитв), когда совершаешь Умру (малое паломничество), Хадж.Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям сказал: «Кто в пятницу совершит омовение, тот совершит доброе дело, но еще лучше, если он искупается» (Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа).
- Гусль – мандуб (желательный) – после опьянения, потери сознания, в Ляйлятуль-кадр, после мытья покойника, после тауба (покаяния) от греха, для того, кто вернулся из путешествия, когда надеваешь новую одежду.
В состоянии джунуб нельзя читать намаз и Коран. Заходить в мечеть разрешается только при крайней необходимости. Али радыяллаху анху рассказывал: «Пророк салляллаху алейхи ва саллям обучал нас Корану, когда он не находился в состоянии полового осквернения» (Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа).
Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям сказал: «Я не разрешаю находиться в мечети женщинам в период менструации и людям в состоянии полового осквернения» (Абу Дауд Ибн Хузейма назвал его достоверным).
Человек, совершающий полное омовение:
- Очищает область промежности от нечистот;
- Моет руки до запястий;
- Совершает малое омовение, но не моет ноги;
- Затем, сначала намочит голову, а затем остальные части тела;
- Затем протирает руками каждую часть тела, насколько это возможно;
- Затем снова промывает каждую часть тела водой;
- И еще раз промывает водой все тело;
- Затем вымоет обе ноги.
Это полное омовение. Человек, совершивший полное омовение, считается совершенно чистым. Для совершения намаза нет необходимости в малом омовении, если совершено полное.
Действия,обязательные для полного омовения (фарды гусля )
Обязательных (фард) действий три:
- Полоскание рта;
- Полоскание носа;
- Проникновение воды на все участки тела.
Для того чтобы на каждый участок тела попала вода, необходимо ее проникновение между волос, к корням волос головы, усов, бороды, бровей, в углубления, в глазницы, под перстни или под налипшее тесто или деготь. Для мужчин обязательно попадание воды на каждый волос. По этой причине мужчины - мусульмане укорачивают или сбривают волосы. Женщинам достаточно проникновения воды к корням волос. Допускается, если вода не проникнет между волос в косах. Потому что волосы – украшение женщины и их укорачивание и удаление неправильно.
Сунна в полном омовении
В полном омовении есть 9 действий по сунне:
- Вымыть участки тела, на которых были нечистоты;
- Вымыть руки до запястий;
- Совершить малое омовение до полного;
- Вымыть сначала голову, а потом остальные части тела;
- Правую часть тела мыть прежде левой;
- Протереть тело один раз, после того как омыл водой;
- Вода должна коснуться каждого участка тела 3 раза;
- Остерегаться чрезмерного расходования воды;
- Во время омовения стоять лицом в сторону Каабы.
Причины, по которым совершается полное омовение
Причин, по которым полное омовение обязательно, три:
- Осквернение;
- Окончание месячных;
- Окончание послеродового кровотечения.
Осквернение бывает по 3 причинам:
- Выделение жидкости (при сексуальном возбуждении);
- Половая близость;
- Поллюция.
У не совершившего полного омовения человека любая часть тела считается нечистой. Порицается в этом случае брать в руки Коран и читать его, заходить в мечеть, а также есть и пить, не совершив малого омовения или омовения песком. Поэтому ему необходимо как можно скорее очиститься, совершив полное омовение. Однако человеку без малого омовения, хоть и нельзя держать в руках Коран, не запрещается его чтение. Также читать молитвы, приветствовать и восхвалять Аллаха без большого и малого омовения не порицается.
Когда совершать приветствуется
Случаи, в которых приветствуется (вознаграждаемо) полное омовение:
- Принявшему Ислам, очистившись от месячных, послеродовых выделений и половой близости;
- Достигшему совершеннолетия (15 лет для юношей и девушек);
- Протрезвевшему от хмельного, пришедшему в сознание;
- После кровопускания;
- После омытия покойного;
- В Ночь Бараат (серединная ночь месяца Ша’бан);
- В Ночь Предопределения и Могущества (Лайлат-уль Кадр). Если точно увидел Лайлат-уль Кадр или доподлинно известно, что та ночь наступила;
- Желательно совершать полное омовение перед вступлением в Медину из уважения к городу Пророка да благословит его Аллах и приветствует;
- Бдящему ночь на Муздалифа;
- Перед рассветом или после него, в день Курбан-байрама;
- При вступлении в Мекку;
- Для намазов затмения луны или солнца;
- Перед прошением дождя;
- Для намаза – отведения страха;
- При затмении в течение светового дня;
- При сильном ветре (ночью или днем);
- Покаявшемуся от грехов;
- По возвращении домой из путешествия;
- Очистившейся от нарушенного менструального цикла женщине;
- Приговоренному к смерти;
- Бросающему камушки на джумарат (в Мекке) в день Курбан-байрама;
- Попавшему под наджасу (скверну). Если неизвестно, в какое место тела попала наджаса, то тщательно моется все тело и одежда;
Человек с физическими недостатками
Человек с физическими недостатками – тот, который по причине болезни не может в течение намаза находиться в состоянии малого омовения. Например, человек, у которого постоянно капает кровь или из глаз – слезы. Такому человеку достаточно совершить одно малое омовение для каждого намаза. Если во время этого намаза у него и нарушится малое омовение, то оно будет считаться ненарушенным. Даже если во время намаза у него будут выделяться нечистоты, то омовение будет считаться ненарушенным, однако при следующем намазе оно нарушается. Нечистоты, попавшие на одежду во время намаза по причине болезни, нечистотами не считаются. Однако с наступлением следующего намаза они считаются нечистотами, и потому одежду необходимо постирать или поменять.