Сообщение об ошибке

  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/index.php:1) in drupal_send_headers() (line 1503 of /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/index.php:1) in drupal_send_headers() (line 1503 of /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/index.php:1) in drupal_send_headers() (line 1503 of /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/index.php:1) в функции drupal_send_headers() (строка 1503 в файле /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/index.php:1) в функции drupal_send_headers() (строка 1503 в файле /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/index.php:1) в функции drupal_send_headers() (строка 1503 в файле /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/includes/bootstrap.inc).

Периоды и этапы призыва

Эпоху призыва Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, можно разделить на два периода, один из которых полностью отличается от другого.

  1. Мекканский период, продолжительность которого составила около тринадцати лет.
  2. Мединский период, продолжавшийся десять лет.

Каждый период включает в себя несколько этапов, которые характеризовались определёнными особенностями, в силу чего эти этапы отличались друг от друга. Всё это становится совершенно очевидным после детального изучения тех условий, в которых призыв осуществлялся на протяжении этих двух периодов.

Мекканский период можно разделить на три этапа:

  1. Этап тайного призыва, продолжавшийся три года.
  2. Этап открытого обращения с призывом к жителям Мекки, который продолжался с четвёртого года от начала пророчества и до конца десятого года.
  3. Этап обращения с призывом за пределами Мекки и распространения его среди людей, продолжавшийся с конца десятого года от начала пророчества вплоть до переселения пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Медину.

 

Тайный призыв

Три года тайного призыва

Известно, что Мекка являлась центром религии арабов. В этом городе жили служители Каабы и хранители идолов, являвшихся священными для всех арабов, а поэтому достижение такой цели, как осуществление тех или иных преобразований было там более трудным, чем в каком-нибудь удалённом от неё месте. Такое дело требовало решимости, которую не могли бы поколебать никакие невзгоды. Именно поэтому на первом этапе призыв распространялся тайно, чтобы жители Мекки неожиданно не столкнулись с тем, что привело бы их в волнение.

Первая группа

Вполне естественно, что прежде всего посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предложил принять ислам самым близким к себе людям, членам своей семьи и своим друзьям, которых он призвал к исламу, как призвал он к нему и всех тех, в ком усматривал благо, из числа людей, которых знал он и которые знали его. Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, было известно, что они отличались истинной любовью к Аллаху, а они знали о его стремлении к правде и благочестию. Из числа этих людей, никогда не знавших сомнений в величии посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его правдивости, на его призыв откликнулись те, которые впоследствии стали известны в истории ислама как «опередившие (из числа первых)».

  • Первой из них была жена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и мать правоверных Хадиджа бинт Хувайлид,
  • а затем его вольноотпущенник Зайд бин Хариса бин Шурахбиль аль-Кальби,
  • сын его дяди Али бин Абу Талиб, который в то время был ещё ребёнком и жил на попечении посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,
  • а также его ближайший друг Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен ими всеми Аллах.

Все эти люди приняли ислам в первый же день обращения к ним с призывом.

После этого активно призывать людей к исламу стал и Абу Бакр, да будет доволен им Аллах.

Он пользовался их любовью, обладал мягким характером и отличался достойными нравственными качествами. Его соплеменники приходили к нему и поддерживали с ним дружеские отношения, потому что он являлся знающим человеком, занимался торговлей и был приятен в общении. Он начал призывать к исламу тех приходивших к нему людей, которые пользовались его доверием, и по его призыву ислам приняли:

  • ‘Усман бин Аффан альУмави,
  • аз-Зубайр бин аль-Аввам аль-Асади,
  • ‘Абд ар-Рахман бин Ауф и
  • Са‘д бин Абу Ваккас из рода бану зухра, а также
  • Тальха бин Убайдуллах ат-Тайми, да будет доволен ими Аллах.

Эти восемь человек, которые опередили других, составили собой первую группу и авангард ислама.

К числу первых мусульман относился также:

  • эфиоп Билял бин Рабах, за которым последовал
  • Абу Убайда бин аль-Джаррах из рода бану аль-харис бин фихр, названный пророком, да благословит его Аллах и приветствует, «доверенным (амин) этой общины»,
  • Абу Салама бин ‘Абд аль-Асад и
  • аль-Аркам бин Абу-ль-Аркам из рода бану махзум,
  • ‘Усман бин Маз‘ун и его братья Кудама и Абдуллах,
  • Убайда бин аль-Харис бин аль-Мутталиб бин ‘Абд Манаф,
  • Са‘ид бин Зайд аль-Адави и его жена Фатима бинт аль-Хаттаб аль-Адавийа, являвшаяся сестрой Умара бин аль-Хаттаба,
  • Хаббаб бин аль-Аратт,
  • Абдуллах бин Мас‘уд аль-Хузали и другие люди, да будет доволен ими Аллах.

Они и являлись «опередившими из числа первых. Среди них были представители всех родов племени курайш, а Ибн Хишам насчитывает более сорока таких людей, но принадлежность некоторых из них к “опередившим” является спорной.

Ибн Исхак пишет: «А затем ислам стали принимать многие мужчины и женщины, известия об этой религии в Мекке распространились, и о ней стали говорить».

Эти люди приняли ислам тайно, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, тайно встречался с ними и направлял их к этой религии, так как на этом этапе призыв носил индивидуальный и тайный характер, а откровения после первых ниспосланных аятов из суры “Завернувшийся” следовали одно за другим. Аяты и части сур, ниспосылавшиеся в этот период, отличались краткостью, их спокойный и чарующий ритм гармонировал с этой таинственной и мягкой атмосферой и в них содержалось побуждение к очищению душ и говорилось о том, сколь отвратительным является загрязнение их прахом этого мира. Кроме того, в них приводились столь подробные описания рая и ада, что люди будто видели и то и другое своими глазами и оказывались в совершенно иной атмосфере нежели та, в которой в те времена пребывало человеческое общество.

 

Открытый призыв

Первое веление

Первым откровением относительно этого были слова Всевышнего:

«… и увещевай своих ближайших родственников…» («Поэты», 214).

В суре «Поэты», к которой относится этот аят, сначала приводится рассказ о Мусе, мир ему, охватывающий период от начала пророчества и до его переселения вместе с израильтянами, их спасения от фараона и его народа и потопления фараона вместе с его войском и семейством. В этом рассказе упоминается обо всех тех этапах, которые прошёл Муса, мир ему, призывавший к Аллаху фараона и его народ.

Я думаю, что столь подробный рассказ был ниспослан в то время, когда пророку, да благословит его Аллах и приветствует, было велено призвать его народ к Аллаху, чтобы он сам и его сподвижники узнали о том, с какими обвинениями во лжи и преследованиями им придётся столкнуться, когда они станут открыто призывать людей, и с самого начала этого призыва ясно представляли себе своё положение. С другой стороны, в этой суре упоминается не только об участи фараона и его народа, но и о том, что постигло людей, посчитавших посланников лжецами, а именно – народ Нуха (Ноя), адитов, самудян, народ Ибрахима, народ Лута и обитателей аль-Айки200, чтобы те люди, которые станут обвинять пророка, да благословит его Аллах и приветствует, во лжи, знали, к чему это их приведёт и как они будут наказаны Аллахом, если не откажутся от этого, а также, чтобы верующие знали, что хороший исход ожидает их, а не этих людей.

 

Призыв к близким

После ниспослания этого аята посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сразу же созвал к себе хашимитов, вместе с которыми были и люди из рода бану аль-мутталиб бин ‘Абд манаф общей численностью в сорок пять человек.

Абу Ляхаб первым обратился к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал:

«Здесь собрались братья твоего отца и твои двоюродные братья, говори же и оставь вероотступников! И знай, что твои родственники не в силах противостоять всем арабам, а я имею больше всех прав на то, чтобы давать тебе советы. Если ты и впредь будешь тайно придерживаться того же, чего придерживаешься сейчас, это будет легче для них, чем выступать против всех родов курайшитов, которых поддержат и другие арабы! Не видел я никого, кто причинил бы родственникам своего отца больше вреда, чем ты!»

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, промолчал и ничего не стал говорить во время этой встречи.

Через некоторое время пророк, да благословит его Аллах и приветствует, созвал их во второй раз и сказал:

«Хвала Аллаху! Я воздаю Ему хвалу, и обращаюсь к Нему за помощью, и верую в Него, и уповаю на Него, и я свидетельствую, что нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища!»

После этого он сказал:

«Поистине, разведчик не станет лгать людям своего народа! Клянусь Аллахом, помимо Которого нет иного бога, поистине, я – посланник Аллаха к вам, в частности, и ко всем людям вообще! Клянусь Аллахом, вы обязательно умрёте подобно тому, как вы засыпаете, и вы обязательно будете воскрешены подобно тому, как вы просыпаетесь, и вас обязательно призовут к отчёту за то, что вы делаете, и, поистине, (после этого вы) навечно (окажетесь) либо в раю, либо в огне!»

На это Абу Талиб сказал:

«Мы очень хотим тебе помочь, и принимаем твой совет, и полностью доверяем твоим словам. Здесь собрались твои родственники, и я – один из них, но я готов первым сделать то, что ты хочешь, так делай же то, что было тебе велено, и клянусь Аллахом, я буду и впредь хранить и защищать тебя, однако душа моя не соглашается расстаться с религией ‘Абд аль-Мутталиба!»

 

После этого Абу Ляхаб восклинул:

«Клянусь Аллахом, это плохо! Схватите его за руки, пока этого не сделали другие!» – на что Абу Талиб сказал:

«Клянусь Аллахом, мы будем защищать его, пока живы!»

 

На холме ас-Сафа

 Убедившись в том, что Абу Талиб взял на себя обязательства защищать его, пока сам он будет извещать людей об их Господе, в один из дней пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднялся на холм ас-Сафа и громко закричал: “Йа сабаха-ху!” К нему явились представители всех курайшитских родов и он призвал их к единобожию, вере в его послание и в Последний день.

Аль-Бухари приводит часть этого рассказа в хадисе, передаваемом со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, который сказал:

– Когда был ниспослан (аят, в котором сказано):

«И увещевай своих ближайших родственников»,

 пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднялся на холм ас-Сафа и стал взывать к разным родам курайшитов:

«О бану фихр, о бану ‘Ади!», и они собрались, а тот, кто не мог выйти из дома, присылал посланца, чтобы узнать, что случилось. Туда пришли Абу Ляхаб и остальные курайшиты.

- Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил:

«Скажите, если бы я сообщил вам, что в этом вади находится конница, которая готовится напасть на вас, поверили бы вы мне?»

- Они сказали:

«Да, ибо мы не слышали от тебя ничего, кроме правды!»

- Он сказал:

«Я же, поистине, предупреждаю вас, что суровое наказание близко!»

(Услышав его слова,) Абу Ляхаб сказал:

«Чтоб тебе было пусто весь этот день! И ради этого ты нас собрал?!»

После чего Аллах ниспослал аят, в котором говорится:

«Да сгинут руки Абу Ляхаба…» («Пальмовые волокна», 1)

 

Провозглашение истины

Отзвуки этих слов были ещё слышны в Мекке, а Аллах Всевышний уже ниспослал новое откровение, в котором было сказано:

«Выполняй же, что велено тебе, и отвернись от многобожников» («Аль-Хиджр», 94).

После этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, начал разоблачать небылицы, порождённые многобожием, и рассказывать правду об идолах, показывая, чего они стоят на самом деле, и разъясняя с помощью доказательств, что люди, которые поклоняются им и прибегают к их посредничеству в своих отношениях с Аллахом, пребывают в глубоком заблуждении.

Когда в Мекке услышали голос человека, открыто заявляющего о заблуждениях многобожников и идолопоклонников, это вызвало гнев, отчуждение и неодобрение, так как случившееся было подобно грому и молнии, нарушившим привычное спокойствие, и курайшиты стали готовиться к подавлению внезапно начавшегося бунта, опасаясь, что он положит конец их традициям и их наследию.

Курайшиты стали готовиться к этому, поскольку знали, что вера, понимаемая как отрицание обладания божественной природой кем-либо, кроме Аллаха, а также вера в это послание и Последний день подразумевают собой полное вручение себя Аллаху, после чего им не останется выбора ни в том, что касается их самих, ни в том, что касается их богатств, не говоря уже обо всём прочем. И это означало, что им надо будет отказаться от роли религиозных лидеров арабов, начать делать не то, что угодно им, а то, что угодно Аллаху и Его посланнику, отказаться от проявлений несправедливости по отношению ко всем тем, кто занимал более низкое положение, и прекратить совершать то дурное, что они прежде совершали постоянно. Они понимали всё это, и души их не соглашались на столь “позорное” положение именно поэтому, а не под воздействием высоких и благих побуждений, ведь Аллах Всевышний сказал:

«Но человек хочет грешить и впредь» («Воскресение», 5).

Всё это было хорошо известно курайшитам, однако, что они могли поделать, ведь им противостоял правдивый и честный человек, являвший собой высший пример воплощения человеческих ценностей и высоких нравственных качеств, ни равного, ни подобного которому не было за всю их долгую историю? Что им оставалось делать? Таким образом, вполе естественно, что в результате они впали в замешательство.

Поразмыслив над этим, они не нашли ничего лучшего, как явиться к его дяде Абу Талибу и потребовать от него, чтобы он остановил своего племянника. Для того чтобы придать своим требованиям серьёзный вид, они решили заявить, что призыв к отказу от их богов и заявления об их бесполезности и бессилии являются поношением и унижением и что говорить так – значит считать неразумными и заблуждавшимися их предков, которые исповедовали эту религию. И курайшиты поспешили последовать этим путём.

 

Обсуждение вопроса о том, как воспрепятствовать паломникам слушать слова призыва

В эти дни курайшиты были озабочены ещё и другим обстоятельством: дело в том, что открытое обращение с призывом продолжалось уже несколько месяцев, а между тем приблизился приблизился сезон хаджжа. Курайшитам было известно, что скоро к ним начнут приезжать делегации арабских племён, и они посчитали, что должны сказать им что-то относительно Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы его призыв не оказал на души арабов никакого воздействия.

Они собрались у аль-Валида бин аль-Мугиры для обсуждения этого вопроса, и аль-Валид сказал им:

- «Вам следует прийти к какому-то единому мнению, чтобы не противоречить друг другу и не опровергать друг друга».

- Они сказали: «Скажи своё слово».

- Аль-Валид сказал: «Нет, говорите вы, а я послушаю».

- Они сказали: «Мы будем говорить, что он прорицатель (кахин)»

- Аль-Валид сказал: «Нет, клянусь Аллахом, он не прорицатель. Нам приходилось видеть прорицателей, а он не бормочет подобно им и не говорит рифмами»

- Они сказали: «Тогда мы будем говорить, что он одержимый»

- Аль-Валид сказал: «Мы видели проявления одержимости и знаем, что это такое, но у него не бывает припадков, и его не охватывают наваждения»

- Они сказали: «Тогда мы будем говорить, что он поэт».

- Аль-Валид сказал: «Он не поэт, ибо мы знаем все стихотворные размеры: и раджаз, и хазадж, и карид, и макбуд и мабсут, но его слова – это не стихи».

- Они сказали: «Тогда мы будем говорить, что он колдун».

- Аль-Валид сказал: «Он не колдун, ибо мы видели и колдунов, и их колдовство, но он не дует на узлы и не завязывает их».

- Они спросили: «Так что же нам говорить?»

- Аль-Валид сказал: «Клянусь Аллахом, говорит он красиво, и что бы вы ни сказали, всё будет не к месту, а поэтому лучше всего, если вы станете говорить, что он колдун и что он явился со своими колдовскими речами, чтобы разлучать отца с сыном, брата – с братом, мужа – с женой и родственника – с родственником», и они разошлись, договорившись, что так и будут действовать.

Аллах Всевышний ниспослал суру «Завернувшийся», шестнадцать аятов которой – с одиннадцатого по двадцать шестой – касаются аль-Валида, в этих аятах описывается ход его рассуждений. Аллах Всевышний сказал:

«Поистине, он обдумал и подготовил. Да погибнет он, как это он подготовил?! (И ещё раз) да погибнет он, как это он подготовил?! Потом он поразмыслил, потом нахмурился и посмотрел сердито, потом отвернулся высокомерно и сказал: «Это – не что иное, как передаваемое колдовство, поистине, это – не что иное как слова людей!»». («Завернувшийся», 18-25).

Приняв это решение, участники совета приступили к его исполнению. Они садились на дорогах, которыми в Мекку прибывали паломники, и кто бы ни проходил мимо, предостерегали его и всем рассказывали о пророке, да благословит его Аллах и приветствует.

Главную роль в этом играл Абу Ляхаб. Когда наступило время паломничества, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стал обходить стоянки людей в Укязе, Маджанне и Зу-ль-Маджазе, призывая их к Аллаху, а Абу Ляхаб следовал за ним и говорил:

- «Не слушайте его, ибо он – лживый вероотступник!»

Всё это привело к тому, что после паломничества арабы уезжали домой, зная о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и известия о нём распространились повсюду.

 

Различные методы противодействия призыву

Увидев, что они никак не могут заставить Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, отказаться от его призыва, курайшиты снова стали думать над этим и остановились на нескольких методах, суть которых вкратце излагается ниже.

Насмешки, проявление презрения, клевета и издевательства, цель чего состояла в том, чтобы обескуражить мусульман и ослабить их дух.

Курайшиты начали предъявлять пророку, да благословит его Аллах и приветствует, смехотворные обвинения и осыпать его наглой бранью.

Так, например, они называли его одержимым.

Аллах Всевышний сказал:

«И они говорили: «О тот, которому ниспослано это откровение, поистине, ты – одержимый!»» («Аль-Хиджр», 6).

 И они обвиняли его в колдовстве и во лжи. Аллах Всевышний сказал:

«И они удивлялись тому, что явился к ним увещеватель из их (же числа), и говорили неверные: «Это – лживый колдун…»» («Сад», 4).

И они бросали на него злобные взгляды, обуреваемые яростью. Аллах Всевышний сказал:

«А те, кто не уверовал, чуть ли не вынуждают тебя поскользнуться своими взорами, когда слышат напоминание, и они говорят: «Поистине, он – одержимый!» («Калам», 51).

Когда же он сидел в окружении бедняков из числа своих сподвижников, они с насмешкой говорили, что его собеседники

«и есть те, которых Аллах облагодетельствовал среди нас» («Скот», 53).

Аллах Всевышний сказал:

«Разве Аллах не знает о благодарных лучше всех?» («Скот», 53).

 И были они такими, как поведал нам об этом Аллах Всевышний:

Поистине, те, которые совершали грехи, насмехались над теми, кто уверовал, и когда проходили мимо них, перемигивались друг с другом, а когда возвращались к своим семьям, возвращались, забавляясь, когда же они видели их, то говорили: «Поистине, это – заблудшие!» (Но ведь) не посылали их как хранителей для них». («Обвешивающие», 29–33).

Искажение наставлений пророка, да благословит его Аллах и приветствует, попытки внушить людям сомнения и распространение лживых домыслов, касающихся как этих наставлений, так и его самого.

Всё это повторялось многократно и делалось с той целью, чтобы у простых людей не было возможности поразмыслить над его призывом. Так, например, о Коране они говорили следующее:

«И они говорили: «(Коран – это) легенды древних, которые он попросил записать, и их читают ему утром и вечером». («Различение», 5).

И они говорили:

«Поистине, это – только ложь, которую он измыслил, а помогали ему в этом другие люди» («Различение», 4).

И они говорили:

«Поистине, его учит только человек!» («Пчёлы», 103).

И они говорили о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, следующее:

«Что это за посланник, который ест пищу и ходит по рынкам?» («Различение», 7).

В Коране имеется много примеров ответов на их слова, которые иногда приводятся, а иногда нет.

Сопоставление Корана с древними легендами, что позволило бы отвлечь людей от Книги Аллаха. Сообщается, что однажды ан-Надр бин аль-Харис сказал курайшитам: «О курайшиты, случилось с вами такое, с чем вы никак не можете справиться. Мухаммад вырос в вашей среде и всегда был самым приятным, правдивым и честным среди вас, а когда вы увидели на его висках седину и он принёс вам то, что принёс, вы заявили, что он колдун. Нет, клянусь Аллахом, он не колдун, ибо нам приходилось видеть колдунов и то, как они дуют на завязанные ими узлы. И вы заявили, что он прорицатель. Нет, клянусь Аллахом, он не прорицатель, ибо нам приходилось видеть то, как дрожат прорицатели, и слышать, как они говорят рифмами. И вы заявили, что он поэт. Нет, клянусь Аллахом, он не поэт, ибо мы знаем, что такое поэзия, и нам известны все стихотворные размеры. И вы говорили, что он одержимый. Нет, клянусь Аллахом, он не одержимый, ибо мы видели проявления одержимости, но у него не бывает ни припадков, ни наваждений, ни бреда. О курайшиты, посмотрите же на своё положение, ибо клянусь Аллахом, вы столкнулись с великим делом!»

Впоследствии ан-Надр отправился в Хиру и запомнил рассказы о персидских царях и предания о Рустаме и Исфандияре, а когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встречался с людьми, чтобы напомнить им об Аллахе и предостеречь от Его отмщения, ан-Надр повсюду следовал за ним и говорил: «Клянусь Аллахом, Мухаммад говорит не лучше меня!» – после чего начинал рассказывать людям о персидских царях, Рустаме и Исфандияре, а потом спрашивал: «Чем же рассказы Мухаммада лучше моих?»

Ибн «Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, передаёт, что ан-Надр купил певиц и когда слышал, что кто-нибудь склонялся к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, обязательно посылал к такому человеку одну из них, а она хорошо угощала его и пела ему песни, чтобы у него не осталось никакой склонности к исламу. О нём был ниспослан такой аят:

«И среди людей есть такие, которые собирают развлекающие россказни, чтобы сбивать (людей) с пути Аллаха» («Лукман», 6).

Они предпринимали попытки прийти к соглашению, чтобы как-то совместить ислам и доисламские представления, в результате чего многобожники отказались бы от некоторых своих убеждений, а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поступился бы какими-то своими принципами. Аллах Всевышний сказал:

«Они хотели бы, чтобы ты был мягким, тогда и они проявили бы мягкость» («Калам», 9).

Однажды, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал обход Каабы, ему преградили дорогу пользовавшиеся влиянием среди своих соплеменников аль-Асвад бин аль-Мутталиб бин Асад бин ‘Абд аль-‘Узза, аль-Валид бин аль-Мугира, Умайа бин Халяф и аль-Ас бин Ваиль ас-Сахми, которые сказали:

«О Мухаммад, давай мы станем поклоняться тому, чему поклоняешься ты, а ты будешь поклоняться тому, чему поклоняемся мы, и так мы придём к чему-то общему. И если тот, кому поклоняешься ты, лучше тех, кому поклоняемся мы, мы получим свой удел от него, если же то, чему поклоняемся мы, окажется лучше того, чему поклоняешься ты, то свой удел от этого получишь ты,»

 После чего Аллах Всевышний ниспослал о них нижеследующие аяты:

«Скажи: «О неверные! Не поклоняюсь я тому, чему поклоняетесь вы, а вы не поклоняетесь тому, чему поклоняюсь я, и не стану я поклоняться тому, чему поклонялись вы, и вы не станете поклоняться тому, чему поклоняюсь я. У вас своя религия, а у меня – (своя) религия»» («Неверные», 1–6).

Тем самым Аллах Всевышний раз и навсегда положил предел их попыткам вести эти смехотворные переговоры. Что же касается отличий в сообщениях относительно этого, то, возможно, что объясняются они неоднократными попытками курайшитов прийти к какому-то соглашению с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.