Сообщение об ошибке

  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/index.php:1) in drupal_send_headers() (line 1503 of /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/index.php:1) in drupal_send_headers() (line 1503 of /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/index.php:1) in drupal_send_headers() (line 1503 of /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/index.php:1) в функции drupal_send_headers() (строка 1503 в файле /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/index.php:1) в функции drupal_send_headers() (строка 1503 в файле /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/index.php:1) в функции drupal_send_headers() (строка 1503 в файле /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/includes/bootstrap.inc).

Основные положения никаха

Значение

Ника́х (араб. النكاح‎) – это акт бракосочетания по Исламу, после совершения которого мужчина и женщина становятся мужем и женой, и между ними разрешается близость. Для того, чтобы брак был действительным, необходимо выполнить ряд условий. Супруг должен быть совершеннолетним мусульманином и не подпадать под категорию махрам.

Ислам придает большое значение браку. В Священном Коране сказано:

وَاللَّهُ جَعَلَ لَكُم مِّنْ أَنفُسِكُمْ أَزْوَاجًا وَجَعَلَ لَكُم مِّنْ أَزْوَاجِكُم بَنِينَ وَحَفَدَةً وَرَزَقَكُم مِّنَ الطَّيِّبَاتِ أَفَبِالْبَاطِلِ يُؤْمِنُونَ وَبِنِعْمَتِ اللَّهِ هُمْ يَكْفُرُونَ

 

Аллах сделал для вас супруг из вас самих, даровал вам от них детей, внуков и наделил вас благами. Неужели они веруют в ложь и не веруют в милость Аллаха? («Ан Нахль» , 16/72)

 

Так же в другом аяте передается:

 وَمِنْ ءَايَاتِهِ اَنْ خَلَقَ لَكُمْ مِنْ أَنْفُسِكُمْ أَزْوَاجًا لِتَسْكُنُوا إِلَيْهَا وَجَعَلَ بَيْنَكُمْ مَوَدَّةً وَرَحْمَةً إِنَّ فيِ ذَالِكَ لآَيَاتٍ لِقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ

 

«И из знамений Аллаха – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили успокоение в них, установил между вами взаимную любовь и сострадание. Воистину, во всем этом – ясные знамения для людей, которые размышляют». («Ар-Рум», 30/21)

 

 وَاَنْكِحُوااْلأَيَامَى مِنْكُمْ وَالصَّالِحِينَ مِنْ عِبَادِكُمْ وَإِمَآئِكُمْ إِنْ يَكُونُوا فُقَرَآءَ يُغْنِهِمُ اللهُ مِنْ فَضْلِهِ وَاللهُ وَاسِعٌ عَلِيمٌ

 

«Выдавайте замуж незамужних женщин и жените неженатых мужчин, готовых к браку. Если у них не будет достаточного количества материальных возможностей, средств в нужный момент, Господь обогатит их из Своей Милости. Творец бесконечно Широк и абсолютно все знает». («Ан-Нур», 24:32)

 

От Абдуллаха ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:

 «О юноши, кто может из вас – пусть женится: это помогает опускать взгляд и защищает половые органы. А тот, кто не может, – пусть держит пост: это облегчит ему воздержание» (Бухари; Муслим, № 3398-3400)».

Таким образом, Всевышний Аллах создал мужчину и женщину друг для друга, проявляя Щедрость к Своим рабам. Ислам призывает своих последователей создавать крепкие семьи  и запрещает давать обет безбрачия.

Создание семьи возможно только через заключение брака – никях. Брак имеет большое значение для сохранения нравственности в обществе.

 

Шариатское решение (хукм) относительно никаха

Это сильная сунна (сунна муаккада – очень желательно) для обычного человека; ваджиб (обязательно) для того, чье сексуальное влечение настолько сильно, что он боится, что совершит прелюбодеяние; и макрух (нежелательно) для того, кто боится, что будет жесток и несправедлив в браке к супругу.

 

Проведение бракосочетания в пятницу до захода солнца

Бракосочетание лучше всего проводить между третьей молитвой (‘Аср) и четвертой (Магриб). В хадисе сказано: «Проводите бракосочетание вечером! Поистине, это лучше для баракята (благодати)». Что касается пятницы, то этот день недели является праздничным и благословенным, более того, в нем есть час, когда принимаются все молитвы (ду‘а)

 

Обязательные действия (рукн) никаха

1).  акт соглашения (иджаб ва кабуль – предложение и принятие); При заключении никаха на арабском языке ученые требуют, чтобы и предложение, и согласие были в форме прошедшего времени или чтобы что-то одно стояло в прошедшем времени, а другое – в будущем (в повелительном наклонении). Нам тоже нужно соблюдать это правило. Например, одна сторона говорит: «Выдай за меня [свою дочь]», – а другая отвечает: «Я выдал» или же «я поженился на тебя», - а другая сторона «я вышла за тебя замуж», «я согласна».

2).  присутствие сторон (жених и невеста или их попечители); Никах по телефону или по переписке не действителен, поскольку стороны, заключающие брак, находятся в разных местах. Однако, если уполномочить некоего человека по телефону, или письменно, или по интернету представлять одну из сторон и он заключит брак за того, кто его уполномочил, такой никах действителен.

 

Обязательные условия вступления никаха (бракосочетания) в силу

1). обоюдное согласие сторон; Согласие женщины, если она совершеннолетняя. Не имеет значения, была она до этого замужем или нет. Ее опекун (вали) не может принудить ее к заключению брака

2). совершение акта соглашения в одном и том же месте и времени; то есть пока присутствующие не разошлись

3). слышание и понимание акта-соглашения сторонами и свидетелями

4). отсутствие отказа предлагающего от предложения до принятия соглашения

5). стороны или опекуны (вали) должны быть в возрасте различения (тамйииз), разумными мусульманами (мукалляф);

Если мусульманин женится на христианке или иудейке, то, по мнению имамов Абу Ханифы и Абу Юсуфа (да будет Аллах доволен ими обоими), этот никах действителен при свидетельстве двух христиан или иудеев.

По мнению имама Мухаммада (да будет доволен им Аллах), никах действителен только в присутствии свидетелей-мусульман

6). свидетели. По ханафитскому мазхабу заключение брака действительно только в присутствии двух свидетелей – свободных (не рабов), не сумасшедших, совершеннолетних мусульман. Это могут быть двое мужчин или мужчина и две женщины. Не имеет значения в данном случае, грешники они или праведники

7). отсутствие препятствий для брака

«Согласно ханафитскому мазхабу, при отсутствии одного из данных пунктов никях считается неправильным, и сторонам необходимо разойтись.»

 

Препятствия для бракосочетания

В священном Коране сказано:

وَلَا تَنكِحُوا مَا نَكَحَ آبَاؤُكُم مِّنَ النِّسَاءِ إِلَّا مَا قَدْ سَلَفَ إِنَّهُ كَانَ فَاحِشَةً وَمَقْتًا وَسَاءَ سَبِيلًا

 

حُرِّمَتْ عَلَيْكُمْ أُمَّهَاتُكُمْ وَبَنَاتُكُمْ وَأَخَوَاتُكُمْ وَعَمَّاتُكُمْ وَخَالَاتُكُمْ وَبَنَاتُ الْأَخِ وَبَنَاتُ الْأُخْتِ وَأُمَّهَاتُكُمُ اللَّاتِي أَرْضَعْنَكُمْ وَأَخَوَاتُكُم مِّنَ الرَّضَاعَةِ وَأُمَّهَاتُ نِسَائِكُمْ وَرَبَائِبُكُمُ اللَّاتِي فِي حُجُورِكُم مِّن نِّسَائِكُمُ اللَّاتِي دَخَلْتُم بِهِنَّ فَإِن لَّمْ تَكُونُوا دَخَلْتُم بِهِنَّ فَلَا جُنَاحَ عَلَيْكُمْ وَحَلَائِلُ أَبْنَائِكُمُ الَّذِينَ مِنْ أَصْلَابِكُمْ وَأَن تَجْمَعُوا بَيْنَ الْأُخْتَيْنِ إِلَّا مَا قَدْ سَلَفَ إِنَّ اللَّهَ كَانَ غَفُورًا رَّحِيمًا

 

4:22. Не женитесь на женщинах, на которых были женаты ваши отцы, если только это не произошло прежде. Воистину, это является мерзким и ненавистным поступком и скверным путем.

 

4:23. Вам запретны ваши матери, ваши дочери, ваши сестры, ваши тетки со стороны отца, ваши тетки со стороны матери, дочери брата, дочери сестры, ваши матери, вскормившие вас молоком, ваши молочные сестры, матери ваших жен, ваши падчерицы, находящиеся под вашим покровительством, с матерями которых вы имели близость, но если вы не имели близости с ними, то на вас не будет греха; а также жены ваших сыновей, которые произошли из ваших чресл. Вам запретно жениться одновременно на двух сестрах, если только это не произошло прежде. Воистину, Аллах — Прощающий, Милосердный. (Сура ан Ниса , аят 22-23)

 

Существует семь причин, по которым нельзя заключать брак (автор книги указал девять, но две из них связаны с рабами, и мы опустили их в переводе из-за неактуальности в наших условиях).

Первая – запрет из-за близкого родства.

Выделяют семь групп таких женщин:

1. Матери. Мужчине нельзя жениться на своей матери, бабушке со стороны отца или матери и выше (прабабушке и так далее).

2. Дочери. Мужчине запрещено жениться на своей дочери, внучке и ниже (правнучке и так далее).

3. Сестры, будь то кровные (по отцу и по матери), единокровные (по отцу), единоутробные (по матери), – ни на ком из них мужчине нельзя жениться.

4. Тетки по линии отца. Мужчине запрещено жениться на своей тетке по линии отца, а также на тетках (по мужской линии) своих родителей и так далее.

5. Тетки по линии матери. Мужчине нельзя жениться на своей тетке по линии матери, а также на тетках (по женской линии) своих родителей и так далее.

6. Племянницы (дочери братьев). Также запрет распространяется на дочерей сыновей братьев и дочерей дочерей братьев и ниже.

7. Племянницы (дочери сестер). Также запрет распространяется на дочерей сыновей сестер и дочерей дочерей сестер и ниже.

Вторая причина – запрет из-за свойства.

И здесь выделяют четыре группы женщин:

1. Теща и бабушки жены со стороны ее матери и отца и выше. Запрет накладывается, даже если мужчина не вступил в половую связь со своей женой.

2. Дочери жены и дочери ее дочерей и сыновей. Запрет накладывается только при условии, что муж вступил в половую связь со своей женой. Дочь жены не становится запретной для брака из-за самого никаха.

3. Супруга сына, а также супруга внука и ниже. Неважно, был у сына с ней половой акт или нет.

4. Супруга отца и деда (со стороны матери или отца) и выше.

Третья причина – запрет из-за грудного вскармливания.

Все те семь групп, которые запретны из-за кровного родства, также запретны и в случае с молочным родством. Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Запретно из-за грудного вскармливания то, что запретно по рождению» (Бухари, № 5099; Муслим, № 3568).

Также то, что запретно из-за свойства, запретно и в случае с грудным вскармливанием. Как, например, становится запретной для мужчины мать жены (после полового акта с женой), так становится запретной для него и ее кормилица (молочная мать) и так далее.

Четвертая причина – запрет жениться одновременно на двух близких родственницах.

Мужчине запрещено жениться одновременно на двух сестрах, одновременно на женщине и ее тетке (со стороны отца или матери) или на женщине и ее племяннице (дочери ее сестры или брата). И нельзя жениться одновременно на двух женщинах, одной из которых, если бы она была мужчиной, было бы запрещено жениться на другой (например, тетя женщины и дочь ее брата).

И можно жениться одновременно на женщине и дочери ее предыдущего мужа, несмотря на то, что, если бы дочь предыдущего мужа была мужчиной, ей было бы нельзя жениться на жене своего отца, однако, если бы женщина (первая из жен) была мужчиной, ей можно было бы жениться на дочери этого человека из-за отсутствия родства между ними.

(Поясним на примере: Али женился на Марьям, которая раньше была замужем за Умаром, у которого от другого брака есть дочь Зейнаб. Али может взять Зейнаб второй женой, поскольку между Марьям и Зейнаб нет никаких родственных связей, несмотря на то, что если бы Зейнаб была мужчиной, ей нельзя было жениться на жене отца (Марьям). Ведь, если бы мужчиной была Марьям, у нее не могло бы быть родственной связи с Зейнаб.)

Пятая причина – запрет из-за прав другого человека.

Мужчине запрещено жениться на жене другого человека или на женщине, которая выдерживает идду после другого.

Шестая причина – запрет по причине многобожия (ширк).

Не разрешается жениться на язычницах, однако разрешается жениться на женщинах из Ахлю Китаб (иудейках и христианках).

Седьмая причина – запрет из-за троекратного развода.

Если муж дал жене три развода, то ему не разрешается вступать с ней в брак, пока она не выйдет замуж за другого мужчину и не разведется с ним (подробнее в разделе «Развод»).

(Из книги «Аль-Фикх аль-муяссар ‘аля мазхаби имам Аби Ханифа» шейха Рашида Хусайна ан-Надви)

(annisa-today.ru)

 

Свадебный подарок невесте (махр)

Передача (или обещание передать в будущем) женихом невесте денег, вещей или чего-либо иного является необходимым (ваджиб) действием бракосочетания.

Наименьший размер махра – 10 дирхамов (размер наименьшего махра равен стоимости 30,61 г серебра).

Если был обозначен махр размером меньше 10 дирхамов или их эквивалента, то женщине полагается 10 дирхамов в случае, если произошла интимная близость между супругами или если муж сразу умер. В случае, если он дал ей развод до интимной близости или уединения (смотрите ниже), то женщине полагается 5 дирхамов.

Если было обозначено 10 дирхамов или больше, то женщине полагается названная сумма, если произошла интимная близость между супругами или если муж сразу умер. Если муж дал развод до близости или уединения, то ей полагается половина названной суммы.

Если при бракосочетании не была обозначена сумма махра или стороны договорились на брак без махра, то женщина должна получить махр мисль (стандартный размер махра, который получают женщины из этой семьи), если произошла интимная близость между супругами или если муж сразу умер. Если женщине был дан развод до близости или уединения, то ей полагается мут’а.(смотрите ниже)

 

Виды махра

В зависимости от выплаты махр бывает двух видов:

1). Махр мугаджаль – махр который выдается после церемонии бракосочетания (никах).

2). Махр муаджаль. Выплачивается до смерти или до развода.

Конечно же по сунее выплатить махр сразу после никаха или во время церемония будет правильнее, но если нет возможности – отложить выплату допускается.

Если назначено время выплаты, то махр необходимо выплатить в этот срок, если же время не определено – то после развода или смерти.

 

Махр мисль

Если при заключении брака ничего не сказали о махре, женщине назначают такой размер махра, который обычно выплачивают в этой местности. Такой махр называют «махру мисли».

В следующих случаях женщина обретает право на получение махра:

1) после совершения полового акта;

2) после внезапной смерти супруга;

3) если супруги останутся наедине друг с другом. В книгах по фикху это называется «халвату сахиха».

«Махр принадлежит лично девушке или женщине, заключившей брак с мужчиной. Если родители или близкие родственники девушки получили денежные средства со стороны жениха и тратят их на покупки для нее, эти средства относят к махру. Категорически запрещается родителям или родственникам девушки забирать эти средства для собственных нужд. В таком случае эти средства, аналогично процентам, будут считаться харамом. Здравомыслящая и совершеннолетняя женщина может по своему желанию подарить махр своему мужу или в случае его смерти его родственникам. В этом вопросе никто не имеет права препятствовать ей. Если женщина пожелает, она имеет право подарить махр своим родителям.»
 

Как определить махр мисль

Близкие родственники девушки берут во внимание количество и вид махра, который получили ее родственницы, и на этой основе назначают махр ей. Если же таким образом невозможно определить подходящее для невесты количество махра, то учитываются традиции и обычаи других стран.

 

Что такое мут’а

Мут’а – это компенсация, которую получает женщина после развода. Размер компенсации – три предмета одежды, подходящих женщине по статусу, а именно: платье, платок (хымар) и верхняя одежда (джильбаб).

Также мужчине желательно (мустахабб) давать мут’а каждой жене, с которой он развелся, кроме той, кому давать ее обязательно (см. выше)

Если при заключении брака стороны договорились о махре в виде алкоголя или свинины, то брак действителен, но женщине положен махр мисль. Также, если мужчина женился на женщине, обещав ей в качестве махра прислуживать ей определенный срок (например, год или месяц) или обещав обучить ее Корану, никах действителен и жене полагается махр мисль.

Если при заключении брака махр не был обозначен, а уже после заключения стороны договорились об определенном размере махра, то женщина должна получить обещанное ей, если произошла интимная близость между супругами или если муж сразу умер. Если женщине был дан развод до близости или уединения, то ей полагается мут’а.

Если при заключении брака стороны договорились о махре, а затем, после бракосочетания, махр был увеличен, то обязательно отдать махр с обещанной прибавкой, если произошла интимная близость между супругами или если муж сразу умер. В случае, если женщине был дан развод после близости или уединения, прибавка отменяется.

Женщина может добровольно понизить размер махра.

Если во время бракосочетания был назван махр, но не обозначено, какой, то женщине полагается махр мисль. Например, если в качестве махра обещана одежда, машина, животное или дом, но не был указан тип, вид и качества.

Если был назван тип махра или вид, но не известны качества и размер, например, обещаны лошадь или осел, то нужно отдать в качестве махра среднюю по качествам и размеру лошадь или среднего осла. Также муж в данной ситуации может выбрать: отдать названное среднего качества или отдать его стоимость.

 

Об уединении мужа с женой

Под уединением понимается такое уединение супругов, при котором нет помех для совершения полового акта. Если муж дал развод своей жене после такого уединения, то женщине положен махр полностью. А если при их уединении было препятствие (смотрите ниже) для осуществления полового акта, то при разводе после него женщина должна получить половину махра, если он был назван, или мут’а, если махр назван не был.

 

Препятствия бывают двух видов: физические и шариатские

1. Физическое препятствие – это, например, болезнь, которая делает невозможным половой акт, или присутствие третьего человека поблизости, или половой акт невозможен ввиду особенностей анатомического строения этой женщины.

2. Шариатская причина – это, например, если у женщины менструация (хайд) или послеродовое очищение (нифас), или если супруги держат обязательный пост, или вступили в ихрам для хаджа или умры.

Если муж страдает импотенцией и уединился со своей женой, то, в случае развода, ему нужно отдать своей жене махр полностью. Аналогично в случае, если мужчина кастрирован, по мнению имама Абу Ханифы. По мнению имамов Абу Юсуфа и Мухаммада, не должен.