Общие сведения
Ду’а - это одна из форм поклонения Аллаху Всевышнему. Когда человек обращается с просьбой к Создателю, действием этим он подтверждает свою веру в то, что только Аллах Всевышний может даровать человеку все, в чем он нуждается; что Он Единственный, на Кого следует полагаться и к Кому надо обращаться с молитвами. Аллах любит тех, кто как можно чаще обращается к Нему с различными (разрешёнными по Шариату) просьбами.
Для того чтобы понять, какое значение в исламе придаётся поминанию, достаточно обратиться к многочисленным айатам Корана, а о мольбе посланник Аллаха (ﷺ) сказал так:
«Обращение к Аллаху с мольбой есть поклонение».
Аллах Всевышний сказал:
«Поистине, в сотворении небес и земли, в чередовании ночи и дня − знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха стоя, сидя и (лёжа) на боках своих...» (“Семейство Имрана”, 190 – 191).
Аллах Всевышний также сказал:
«Помяни Господа твоего, если забудешь...» (“Пещера”, 24.)
Аллах Всевышний также сказал:
«О те, кто уверовал, поминайте Аллаха часто и прославляйте Его утром и перед закатом!» (“Сонмы”, 41 – 42.)
Поистине, есть у Аллаха ангелы, которые обходят дороги в поисках занятых поминанием, а когда они находят людей, поминающих Аллаха, то обращаются друг к другу (со словами):
«Идите к тому, что вы ищете».
И они окружают (таких людей) своими крыльями, (заполняя собой всё пространство) до самого нижнего неба, (а когда люди заканчивают поминать Аллаха и ангелы возносятся ввысь,) Господь их, знающий (обо всём) лучше (ангелов), спрашивает их:
«Что говорят рабы Мои?»
(Ангелы) отвечают:
«Они прославляют Тебя, возвеличивают Тебя, воздают Тебе хвалу и превозносят Тебя». (Иначе говоря, они произносят слова «Слава Аллаху /Субхана-Ллах/», «Аллах велик /Аллаху акбар/» и «Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/».)
Тогда (Аллах) спрашивает:
«Видели ли они Меня?»
(Ангелы) отвечают:
«Нет, клянёмся Аллахом, они Тебя не видели!»
(Тогда Аллах) спрашивает:
«А что, если бы они увидели Меня?»
(Ангелы) отвечают:
«Если бы они увидели Тебя, то поклонялись бы Тебе ещё истовее, превозносили и восхваляли бы Тебя больше и прославляли бы Тебя чаще».
(Тогда Аллах) спрашивает:
«А о чём они просят Меня?»
(Ангелы) отвечают:
«Они просят Тебя о рае».
(Аллах) спрашивает:
«А видели ли они его?»
(Ангелы) отвечают:
«Нет, клянусь Аллахом, о Господь мой, они его не видели!»
(Аллах) спрашивает:
«А что, если бы они увидели его?»
(Ангелы) отвечают:
«Если бы они увидели его, то добивались бы его ещё сильнее, и стремились бы к нему ещё упорнее, и желали бы его ещё больше».
(Аллах) спрашивает:
«А от чего они просят защиты?»
(Ангелы) отвечают:
«От пламени (ада)».
(Аллах) спрашивает:
«А видели ли они его?»
(Ангелы) отвечают:
«Нет, клянусь Аллахом, о Господь мой, они его не видели!»
(Аллах) спрашивает:
«А что, если бы они увидели его?»
(Ангелы) отвечают:
«Если бы они увидели его, то ещё больше старались бы убежать от него и страшились бы его ещё сильнее».
(Тогда) Аллах говорит:
«Призываю вас в свидетели, что Я простил их!»
И один из ангелов говорит:
«Есть среди них такой-то, который к ним не относится, ибо пришёл он только по своей надобности».
(Тогда Аллах) говорит:
«Они − (такие люди), благодаря которым их собеседник не попадёт в бедственное положение!»
В «Сунан» имама ат-Тирмизи приводится хадис, в котором сообщается, что ‘Абдуллах бин Буср, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Как-то раз) один человек попросил:
«О, посланник Аллаха (ﷺ), поистине, установлений ислама для меня слишком много, так скажи мне что-нибудь такое, чего я стану твёрдо придерживаться».
(В ответ ему пророк (ﷺ)) сказал:
«Пусть язык твой без устали поминает Аллаха».
В “Мустадраке” аль-Хакима приводится хадис, в котором сообщается, что Абу-д- Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды) посланник Аллаха (ﷺ) сказал (людям):
«Не сообщить ли мне вам о лучшем и наиболее чистом из дел ваших пред вашим Владыкой, благодаря которому вы возвыситесь в наибольшей степени и которое лучше для вас, чем расходование золота и серебра, и лучше для вас, чем встреча с вашими врагами, которые станут рубить головы вам и которым станете рубить головы вы?».
-Они сказали:
«Конечно!»
− (и тогда пророк (ﷺ)) сказал:
«(Это −) поминание Аллаха Всевышнего».
Все пророки и праведники (аулия), которые посылались человечеству как Божественная милость, в моменты трудностей и успехов, бед и радостей возлагали свое упование на Всевышнего Аллаха, окружая себя аурой ду’а и взывания к Нему. Для всех созданных они стали лидерами, указывающими путь к спасению, собственным примером воспитывая у них потребность быть близко к Аллаху в любых обстоятельствах.
Искать прибежища у Аллаха - это закон жизни, суть покорности Аллаху. Все сущее на земле и на небесах повинуется Божественной воле, на доступных им языках поминает Обладателя бесконечного могущества и возносит Ему мольбу. Правильное религиозное воспитанние пробуждает внутреннее желание муэмина находиться в ду’а. Ведь ду’а является ключом к величественным вратам в сердце муэмина, которые ведут к Аллаху.
Ду’а при каждом повторении запечатлевается в душе муэмина в виде внутренних ощущений, накладываясь на его характер, становится одним из его качеств. Поэтому обладатели возвышенных душ живут, постоянно пребывая в мольбе (ду’а). Ибо сердца их, познавшие важность пребывания в ду’а, сжимаются от предостережения Всевышнего Аллаха в этом священном аяте:
«Скажи [, Мухаммад, неверным]: «Мой Господь не станет заботиться о вас, если вы не воззовете [к Нему]. Вы же отвергли [веру], потому наказание грядет неизбежно» (Аль-Фуркан, 77)
Именно через сердце муэмина, постоянно пребывающее в ду’а и взывающее в мольбе, возникает невидимая связь между Аллахом и рабом Его. Когда ду’а совершается в состоянии вдохновения и трепета, это означает наступление момента соединение души с божественной милостью.
Желаемое в ду’а ― это божественная милость и милосердие. Значит, признание собственной грешности, слабости и беспомощности служит причиной вознесения ду’а от сердец к божественной обители.
Ду’а означает осознание немощности нашей перед Всемогущим Аллахом, повиновение Ему со смирением и покорностью.
Наш путеводитель до конца времен - Священный Кур’ан преподает великий урок о том, как и когда следует обращаться в ду’а к Всевышнему Аллаху. Всевышний Господь наш повелевает в священных аятах:
«Обращайтесь к Господу своему смиренно и покорно. Воисттину, Он не любит преступающих меру» (Аль-А’раф, 55)
Всевышний Создатель не отвергает искренние ду’а. Но, несмотря на всю их искренность, Он не принимает некоторые ду’а, если они не совпадают с предопределением. Но тот, кто совершает ду’а, не должен в безнадежности оставлять ее. Значит, ответ на ду’а ждет его в жизни вечной.
Ду’а и слезы, происходящие от божественной милости, являются эликсиром счастья, дарующим опечаленным душам мир и успокоение. Испив его, подобно сладкому Каусару, сердца, горящие любовью к Господу, испытывают наслаждение.
О наш Господь! Одари нас способностью получать божественную милость и прощение со слезами любви, страсти и искренности. Обрати наши души в сокровищницы нескончаемого милосердия к Твоим созданным, чтобы достичь Твоего довольства. Надели нашу благословенную Родину счастьем и покоем, народ наш ― единством в истине и благе через благословенные ду’а Твоих искренних рабов. Аминь!.