Сообщение об ошибке

  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/index.php:1) in drupal_send_headers() (line 1503 of /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/index.php:1) in drupal_send_headers() (line 1503 of /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/index.php:1) in drupal_send_headers() (line 1503 of /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/index.php:1) в функции drupal_send_headers() (строка 1503 в файле /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/index.php:1) в функции drupal_send_headers() (строка 1503 в файле /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/index.php:1) в функции drupal_send_headers() (строка 1503 в файле /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/includes/bootstrap.inc).

Общие сведения

Место намаза в исламе

Самым важным обязательством в Исламе является намаз. После шахады (свидетельства) он является вторым важным столпом. Пророк  (с.а.в.с.) сказал:

«В первую очередь в Судный день рассмотрят намаз раба. Если он будет хорошим, то и все другие деяния его окажутся хорошими». (Табарани).

 

Намаз – это то, что завещал нам Пророк (с.а.в.с.) , покидая этот мир.

Термин "ас-солят" в своём языковом значении – это «дуа» или «личная мольба раба к Аллаху», в фикховом значении – совокупность рукнов (действий, из которых состоит молитва), например, руку, суджуд и т.д. Обязанность исполнения ритуальной молитвы была возложена на мусульман во время Ляйлятуль Мирадж (Ночи Вознесения), во время которой Пророк Мухаммад  был вознесён на небеса и получил приказ от Всевышнего Аллаха. Намаз обязательно выполнять 5 раз в сутки, на что указывает известный хадис, а также иджма учёных. В ханафитском мазхабе, помимо 5 обязательных намазов, выделяют шестой намаз - витр, но он относится к категории «ваджиб», а не «фард» (по обязательности предписание «ваджиб» стоит ниже предписания «фард», но пропущенный витр-намаз следует восполнить).

Хикма (мудрость) молитвы состоит в том, чтобы поблагодарить Всевышнего Аллаха.

Хукм молитвы заключается в том, что с мусульманина спадает обязательное предписание (ваджиб), а при правильном исполнении ритуальной молитвы мусульманин получает за неё награду от Всевышнего Аллаха.

В Коране много аятов, подтверждающих этот факт. Приведем один из них (смысл):

«… Совершайте намаз регулярно и полностью (т. е. исполнив все арканы и условия), давайте закят тем, кто заслуживает, и во всех ваших делах полагайтесь на Аллаха и Его помощь…» (сура «Аль-хадж», аят 78).

 

В хадисе от Абдуллаха ибн Умара говорится, что Ислам – это пять столпов: оба свидетельства, намаз, пост, закят, хадж (по возможности). (Бухари, Муслим). Также вся исламская община едина в том, что намаз – обязанность.

Обязательный намаз

Намаз обязан совершить каждый совершеннолетний человек. Всевышний сказал (смысл): «…Поистине, верующим молитва предписана в установленное время» (сура «Ан-Ниса», аят 103).

Для того, чтобы намаз был обязательным, есть три условия:

  1. Ислам. Находящийся в неверии не обязывается намазу, хоть за не совершение его он будет подвергнут каре на том свете.
  2. Совершеннолетие. Детей не обязывают намазу, но желательно приучить их к намазу с семи лет ( ребёнок должен исполнять обязательную молитву с 10 лет. Когда ребёнку исполняется 7 лет, следует повелевать ему совершать намаз.)
  3. Сознание (разум). Неразумного не обязывают намазу.

Условия намаза

Для того чтобы намаз считался действительным, необходимо соблюдать определенные условия, без соблюдения которых намаз не принимается.

  1. Очищение от нечисти, нарушающей намаз (полное омовение).«... А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь...» (Коран, сура «Трапеза», аят 6);
  2. Очищение одежды от грязи;
  3. Очищение места от грязи. «Одежды свои очищай!» (сура «Завернувшийся», аят 4);
  4. Должно быть малое ритуальное омовение вуду. Сообщается, что Асма радыяллаху анха, сказала «(Как-то раз) к Пророку  (с.а.в.с.)  пришла одна женщина и спросила (его): «Что следует сделать той из нас, кровь которой во время месячных попадёт на её одежду?» Он ответил: «Пусть она удалит следы крови, потом польёт (это место) водой и потрёт (его руками), потом побрызгает, и после этого она (может) молиться в этой одежде» (Бухари);
  5. Покрытие аурата (участки тела, которые должны быть спрятаны от чужого взора). У мужчин область тела от пупка до колена, а у женщин все тело кроме лица, кистей рук и ступней ног считается ауратом. «...Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети...» (Благородный Коран, сура «Преграды», аят 31);
  6. Наступление времени намаза;
  7. Направление к Кибле (направление в сторону Мекки).«...обращай лицо в сторону Заповедной мечети...» (сура «Корова», аят 150);
  8. Ният (намерение); тот, кто молится за имамом, формулирует особое намерение молиться за ним.

Посланник Аллаха (с.а.в.с.)  сказал:

«Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям, и, поистине, каждому человеку (достанется) лишь то, что он намеревался (обрести), и (поэтому) переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он стремился» (Бухари).

 

Время

  1. Каждый намаз обязательно должен совершаться в положенное время. Совершенный раньше времени намаз не засчитывается как обязательный;
  2. Не совершенный вовремя намаз обязательно должен быть восполнен;
  3. Время утреннего намаза начинается с появления утреннего зарева и продолжается до восхода солнца;
  4. Время полуденного намаза начинается с момента, когда солнце отклоняется от зенита в сторону запада, и продолжается до наступления послеполуденного намаза;
  5. Послеполуденный намаз начинается, когда длина тени какого-либо объекта в два раза превышает высоту объекта плюс высота объекта в полдень, и заканчивается, когда солнце зашло за горизонт;
  6. Время вечернего намаза начинается с полного захода солнца и продолжается до тех пор, пока не исчезнет зарево;
  7. Время ночного намаза начинается с исчезновения зарева и продолжается до начала рассвета;
  8.  Время намазов витр и таравих начинается после совершения ночного намаза и заканчивается рассветом;
  9. Время совершения пятничного намаза – полдень;
  10. Время совершения праздничных намазов – от восхода солнца до полудня;
  11. Во время восхода солнца, когда солнце находится в зените, а также во время заката солнца намаз читать нельзя;
  12. Если во время совершения утреннего намаза начинается восход солнца, то намаз нарушается, однако если во время совершения послеполуденного намаза начинается закат солнца, намаз не нарушается, несмотря на это, задержка послеполуденного намаза ко времени близкому к закату, порицается;
  13. Совершать дополнительные намазы после рассвета до восхода солнца, после послеполуденного до вечернего намаза, в то время, когда имам читает проповедь в мечети и перед праздничными намазами, неправильно;

 

Намерение

  1. Обязательно в душе иметь намерение перед совершением намаза. Высказывание намерения совершить какой-либо намаз поощряется;
  2. Следующий за имамом должен обозначить свое следование в намерении. Намерение в пятикратном намазе совершается следующим образом:
  • Я намереваюсь совершить 2 ракаата сунны утреннего намаза, ради Всевышнего Аллаха. Аллаху акбар.
  • Я намереваюсь совершить 2 ракаата фарза утреннего намаза, следую за имамом, ради Всевышнего Аллаха. Аллаху акбар.
  • Я намереваюсь совершить 4 ракаата сунны полуденного намаза, ради Всевышнего Аллаха. Аллаху акбар.
  • Я намереваюсь совершить 4 ракаата фарза полуденного намаза, следую за имамом, ради Всевышнего Аллаха. Аллаху акбар.
  • Я намереваюсь совершить 2 ракаата сунны полуденного намаза, ради Всевышнего Аллаха. Аллаху акбар.
  • Я намереваюсь совершить 4 ракаата фарза послеполуденного намаза, следую за имамом, ради Всевышнего Аллаха. Аллаху акбар. (Слова «следую за имамом» нужно произносить только при совершении намаза с имамом.)
  • Я намереваюсь совершить 3 ракаата фарза вечернего намаза, следую за имамом, ради Всевышнего Аллаха. Аллаху акбар.
  • Я намереваюсь совершить 2 ракаата сунны вечернего намаза, ради Всевышнего Аллаха. Аллаху акбар.
  • Я намереваюсь совершить 4 ракаата фарза ночного намаза, следую за имамом, ради Всевышнего Аллаха. Аллаху акбар.
  • Я намереваюсь совершить 2 ракаата сунны ночного намаза, ради Всевышнего Аллаха. Аллаху акбар.
  • Я намереваюсь совершить 2 ракаата витр намаза, ради Всевышнего Аллаха. Аллаху акбар.

Фарзы намаза

  1. Вступительный такбир (произнесение «Аллах акбар» при вступлении в намаз). «Преуспел тот, кто очистился, поминал имя своего Господа и совершал намаз» (Благородный Коран, сура «Высочайший», аяты 14-15).
  2. Стояние (кыям) в намазе (если молящийся не болен так, что ему трудно стоять). «...И стойте перед Аллахом смиренно» (Благородный Коран, сура «Корова», аят 238).
  3. Чтение сур (кыраат). «...Читайте же из Корана то, что необременительно для вас...» (Благородный Коран, сура «Закутавшийся», аят 20)
  4. Поясной поклон (руку'). «...И кланяйтесь... (совершайте поясной поклон)» (Благородный Коран, сура «Корова», аят 43).
  5.  Суджуд (земной поклон) 2 раза в одном рака'ате. «...падайте ниц... (совершайте земной поклон)» (Благородный Коран, сура «Хадж», аят 77).
  6. Последнее сидение при чтении ташаххуда (чтение благословения Пророку салляллаху алейхи ва саллям его разговора с Аллахом). Передают, что Ибн Умар радыяллаху анху рассказывал, что Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям, усаживаясь для чтения ташаххуда, клал кисть левой руки на левое колено, а кисть правой руки – на правое (Муслим).
  7. Тартип (соблюдение последовательности).
  8. Хурудж (выход из намаза).

Ваджибы (необходимые действия) намаза

Чтение суры «Фатиха» (первая сура Корана) в каждом рака'ате фарз (обязательных), суннат (дополнительных), нафиль (добровольных молитв) и витр (ваджиб, обязательных) намазов.  Рассказывает Убада бин Самит радыяллаху анх, что Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям сказал: «Не совершил намаз тот, кто не прочитал суру «Фатиха» (Бухари).

  • В первом и втором рака'атах фарз намазов, в каждом рака'ате суннат, нафиль и в витр намазах, после суры «Фатиха» читаются короткие суры или три небольших аята;
  • Хушу' (спокойствие, неторопливость). «Счастливы верующие, которые в своих намазах смиренны» (Благородный Коран, сура «Муминун», 1-2). От Джабира ибн Сумра радыяллаху анху, который передал, что Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям подошел к ним и спросил: «Что случилось? Я вижу, что вы поднимаете свои руки, они похожи на хвосты прыгающих коней. Проявляйте спокойствие в намазе» (Муслим);
  • Каума (выпрямление после руку'а, поясного поклона);
  • Джальса (сидение в конце намаза);
  • Первый ку'уд (сидение после второго рака'ата), длиной в чтение ташаххуд;
  • Чтение ташаххуда;
  • Два раза салям в конце намаза;
  • Мувалят (безостановочный переход по окончанию одного действия намаза на последующее действие);
  • Имам на утреннем намазе (фаджр), вечернем (магриб), ночном ('иша), пятничном намазе (джум'а), на праздничном ('Ид) в первом и втором рака'атах, а на ночном в месяце Рамазан (таравихе) и в витре с джама'атом (коллективном намазе после таравиха) должен читать Коран вслух;
  • Полуденный намаз – зухр (ойлэ), предвечерний – 'аср (икенде) и витр (вне месяца Рамазана) – имам читает Коран тихо, про себя;
  • Инсат (стоящие за имамом на коллективном намазе должны молчать и слушать, независимо от того, вслух или про себя читается Коран);
  • Такбирати гайд (в праздничных намазах троекратное произнесение такбиров).
  • Чтение ду'а «Кунут» в третьем рака'ате намаза витр.
  • Кто оставит хотя бы 1 из ваджибов в намазе, ему необходимо сделать 2 саджда-сахву (преклонение колен в знак исправления неправильного действия во время намаза) после ташаххуда. Затем произносится салям (приветствие) в обе стороны, и после этого снова читается ташаххуд, салават, ду'а (мольба Аллаху) и заканчивается еще раз салямом, поворачивая голову, попеременно в обе стороны.

Суннаты намаза

  1. Джама'ат (чтение предписанных намазов вместе с общиной);
  2. Азан (призыв к чтению предписанных намазов);
  3. Камат (перед фарз намазами предписанных намазов произнесение камата);
  4. Поднятие рук к ушам мужчинами, (женщинами – к груди, плечам) во время такбир-тахрими (возвеличивание Аллаха перед началом молитвы, символизирующее вход в молитву, после чего все посторонние действия должны прекратиться). Малик ибн Хувайрис радыяллаху анху рассказывает: «Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям при произнесении «Аллаху  акбар», поднимал руки до уровня ушей». А в другом хадисе сказано: «Поднял их до мочек ушей» (Муслим).
  5. Мужчина кладет правую руку на левую, обхватывая большим пальцем и мизинцем левую руку, и держит их под пупком, женщина так же кладет руки и держит их на груди. Передает Алькама ибн Вайль ибн Хаджар, что его отец Вайль ибн Хаджара сказал: «Я видел Посланника Аллаха салляллаху алейхи ва саллям, что он клал правую руку на левую под пупком» (Ибн Аби Шейба; Асар Ас Сунан). Ибн Кудама пишет: «Хадис, в котором сказано, что руки надо складывать под пупком, передали Али, Абу Хурайра, Абу Миджлиз, Ибрахим Нахы, Суфъян Саури, Исхак ибн Рахвия радыяллаху анхум, потому что Али радыяллаху анху рассказывает: «Складывать правую руку на левую под пупком является сунной». Этот хадис передал Ахмад ибн Ханбаль и Абу Дауд (аль Мугни);
  6. Чтение Сана (восхваления Аллаха) после такбир-тахрими в 1 рака'ате. От Айши радыяллаху анха: «Когда Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям начинал намаз, то читал: «Субханакяллахумма ва бихамдик, ва табаракас-смука, ва та'аля джаддука, ва ля иляха гайрук» (Абу Дауд; Тирмизи);
  7. Та'авуз (произнесение формулы «А'узу би-Лляхи минаш-шайтанир-раджим» (я прибегаю к Аллаху от шайтана, побиваемого камнями) – в 1 рака'ате перед «Фатихой»;
  8. Бисмиллях (произнесение формулы «Биссмилляхир-рахманир-рахим» – Во имя Аллаха, Милостивого, Милующего) в каждом рака'ате перед «Фатихой»;
  9. Говорить после «Фатихи» «Аминь» про себя. Рассказывает Абу Хурайра радыяллаху анху, что Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям сказал: «Когда имам скажет: «… гайриль магдуби алейхим валяд даааалииин», то вы скажите «Аминь» (Бухари).   В этом и подобным ему хадисам произнесение «Аминь» для следующего за имамом зависит от произнесения «валяд дааааллиииин» имамом, а не от произнесения «Аминь» имамом. Из этого следует, что имам будет произносить «Аминь» про себя и муктади не услышит. Слова же «валяд дааааллиииин» услышат все из-за чтения вслух, именно поэтому муктади должны сказать «Аминь» (про себя) после произнесения имамом слов «валяд дааааллиииин»;
  10. Такбират интикалят (произнесение такбира «Аллаху акбар» перед тем, как пойти на руку', саджда, выпрямляясь из саджда, чтобы сесть на ку'уд (сидение на коленях между двумя саджда), и поднимаясь на ноги на кыям для следующего рака'ата;
  11. Руку' маснун (выполнение поясного поклона как положено по сунне): наклон тела на 90 градусов, руки находятся на коленях, глаза смотрят на ступни ног. От Абу Барзи Аслями: «Когда Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям совершал руку', то спина бывала настолько ровной, что если бы на нее налили воду, то она бы не потекла» (Табарани);
  12. Суджуд маснун (выполнение земного поклона как положено по сунне): ноги, ладони, нос, лоб должны касаться земли. Голова располагается между ладонями, локти не касаются земли, бёдер и не должны быть прижаты к рёбрам или к животу. Во время суджуда у мужчины разведены локти, живот удален от колен (локти не должны прикасаться к земле, кисти должны быть около лица), у женщин локти прижаты и касаются земли, живот близок к коленям. Приводит Абдуллах ибн Малик радыяллаху анху: «Когда Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям совершал сажда, то широко расставлял свои руки» (Бухари). Передает Язид ибн Хабиб: «Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям прошел мимо двух женщин, которые читали намаз. Он сказал им: «Когда совершаете саджда, то прижимайте некоторую часть своего тела к земле, потому что в этом женщины не как мужчины» (Абу Дауд, Марасиль);
  13. Ку'уд маснун (выполнение сидения на коленях между двумя саджда, земными поклонами, как положено по сунне): мужчина в ку'уде (сидение после 2-го, 3-го и 4-го рака'ата в зависимости от намаза) садится на левую ступню, согнув ее вправо, правая ступня ставится в вертикальное положение на пальцы, которые направлены к Кыбле, руки должны находиться на бёдрах. Женщина сидит на ягодицах, согнув обе ноги вправо направив пальцы ног в сторону Кыблы. Если же человек не может так сидеть вследствие болезни, увечья и т.п., то садится, как может. Приводится от Абу Хамида Саиди: «Затем поднимите свою голову и подкладывайте левую ногу, садясь на нее, во время саджда оставьте пальцы ног растопыренными, затем, произнося «Аллаху акбар», совершите второе саджда» (Абу Дауд). Абдуллах ибн Умар радыяллаху анху передает: «Из сунны намаза – это поставить правую ступню на носки, чтобы пальцы были направлены в сторону Кыблы, и сесть на левую ногу» (Насаи);
  14. Тасбих руку': 3 раза произносится «Субхана раббийаль-'азыйм». Передает Абдуллах ибн Мас'уд радыяллаху анху, что Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям сказал: «Когда кто-нибудь из вас совершает руку', то пусть говорит в нем три раза «Субхана раббийаль-'азыйм», и это наименьшее количество» (Тирмизи);
  15. Тасбих суджуд: 3 раза произносится «Субхана раббийаль-а'ля;
  16. Тасми'. При выпрямлении из руку'а (поясного поклона) произносится:  «Сами'аллаху лиман хамидах»;
  17. Тахмид. После выпрямления из руку'а произносится: «Раббана лякаль хамд». Абу Хурайра радыяллаху анху сказал: «Когда Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям приступал к намазу, он всегда говорил «Аллаху акбар», затем, наклоняясь в руку', говорил «Аллаху акбар». Выпрямляясь, он говорил «Сами'аллаху лиман хамидах», а потом, уже выпрямившись, он говорил «Раббана лякаль хамд» (Бухари; Муслим);
  18. Салават: после прочтения ташаххуда в последнем рака'ате читается салават Ибрахима. У Бухари приводится следующий салават: «Аллахумма салли 'аля Мухаммадиу ва 'аля али Мухаммад, кама салляйта 'аля Ибрахима ва 'аля али Ибрахима иннакя хамидум маджид. Аллахумма барик 'аля Мухаммадиу ва 'аля али Мухаммад, кама баракта 'аля Ибрахима ва 'аля али Ибрахима иннакя хамидум маджид»;
  19. Дуа (мольба Аллаху) до саляма (приветствия, символизирующего выход из молитвы);
  20. Салям направо и налево. Говорить: «Ассаляму 'аляйкум ва рахматуллах». Амир ибн Сад передает со слов своего отца Сада радыяллаху анху: «Я видел, что Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям давал салям направо и налево. Даже была видна белизна его щек» (Муслим);
  21. Ният салям: салям даётся с намерением поприветствовать ангелов и всех тех, кто присутствовал на молитве по правую и левую сторону;
  22. Джахруль азкар: такбир, тасми', салям имам должен произносить вслух;
  23. Ихфауль азкар: остальные зикры намаза произносятся про себя (муктади (стоящий за имамом) и читающий намаз в одиночку все зикры произносит про себя);
  24. При саджда земли касаются сначала колени, потом кисти, затем лицо, при поднятии – наоборот. Передает Вайль ибн Хаджар радыяллаху анху: «Я видел Посланника Аллаха салляллаху алейхи ва саллям, когда он совершал саджда, прежде чем класть руки, опускал на землю колени и когда поднимался из саджда, то руки поднимал раньше, чем колени» (Тирмизи);
  25. Мукаранатуль имам: муктади (стоящий за имамом) во время молитвы все действия совершает вместе с имамом. Выполнение какого-либо действия раньше имама считается неправильным, слишком долгое запаздывание выполнения действия – макрух (строго не рекомендуемым);

Мустахабы намаза (одобряемые действия во время намаза)

1. Чуть растопырить пальцы при поднятии рук на такбир для вступления на намаз (женщины не растопыривают пальцы);

2. Притронуться подушечками больших пальцев к мочкам ушей (женщины поднимают руки до уровня плеч);

3. Рукава не должны прикрывать кисти рук (у женщин, наоборот, мустахаб если кисти рук в рукавах);

4. Расстояние между пятками во время кыяма на намазе на ширину четырёх пальцев рук (женщины ставят пятки вместе);

5. При складывании рук под пупком обхватывание большим пальцем и мизинцем правой руки левого запястья;

6. Чтение аятов и сур в намазе по правилам таджвида;

7. Чтение на утреннем намазе после «Фатихи» более длинных сур, на полуденном (ойлэ-зухр), послеполуденном (икенде-'аср), ночном (ясту-'иша) – средних сур и на вечернем (ахшам-магриб) – коротких сур;

8. Чтение более длинных сур в первых рака'атах и коротких – в последующих рака'атах;

9. Расположение больших пальцев рук на саджда на уровне ушей;

10. Сложенные вместе (не растопыренные) пальцы рук на саджда;

11. Расположение ступней на саджда пятками вверх, носки опираются о землю;

12. Расположение пальцев рук и ног на саджда в сторону Кыблы;

13. На ка'да (сидение между двумя земными поклонами и в конце намаза) руки лежат на бёдрах с чуть растопыренными пальцами;

14. Тасбихи руку'а и тасбихи саджда произносить нечётное количество раз;

15. Чтение суры «Фатиха» в последних рака'атах намазов, которые состоят из 3-4 рака'атов;

16. Направление взора во время кыяма на место саджда, в руку'е – на ноги, в джулусе – на колени, при саляме (приветствии направо и налево в конце намаза) – на плечи (как уважение);

17. Сдерживание кашля, зевоты во время намаза;

18. При невозможности сдерживать зевоту, прикрытие рта тыльной стороной ладони левой руки;

19. Смиренность, сосредоточенность во время намаза;

20. При саляме (приветствии направо и налево в конце намаза) поворачивать голову так, чтобы щека была видна находящемуся сзади человеку;

Действия, портящие намаз

1. Таляффуз – намеренное покашливание, вздохи с возгласом;

2. Такаллюм – слово, речь в намазе;

Муавия ибн Хакам радыяллаху анху рассказывает, что Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям сказал: «Намаз не предназначен для разговора людей, это лишь тасбих, такбир и чтение Корана» (Муслим);

3. Таслим – приветствие кого-либо или ответ на чьё-то приветствие во время намаза;

4. Ду'а дуньяви – ду'а, мольба о каком-нибудь мирском деле во время намаза;

5. Дахк – громкий смех в намазе;

6. Бука – плач в намазе (если по причине раскаяния или от богобоязненности, то не портит намаз);

7. Акль – кушать во время чтения намаза (то есть проглатывание какой-либо пищи величиной с горошек);

8. Шурб – пить во время чтения намаза (то есть сделать глоток какой-либо жидкости);

9. 'Амаль касир – лишние движения во время чтения намаза. То есть если кто-то посмотрит на тебя со стороны и у него создастся впечатление, что ты не в намазе. Движения, которые обычно делаются одновременно двумя руками, такие как снимать или одевать одежду, поднимать тяжесть и т.д. Так же сюда входит и постоянное поднимание рук при каждом такбире, перед руку'ом и после его окончания, перед саджда и на начале (кыяме) последующих рака'атов;

10. Такраруль фи'ль – троекратное движение в намазе при каком-то действии (например, три раза проводить рукой по лицу, троекратное движение при почёсывании какого-то участка тела, троекратное движение при застёгивании или расстёгивании пуговицы на одежде, одновременное проделывание трёх шагов, если в первом ряду есть место, можно переместиться – это необходимость);

11. Кыра'атуль мусхаф – во время намаза прочитывание аятов из книги (Корана);

12. Тахриф Куръан – чтение аятов Корана во время намаза с большими ошибками, приводящими к изменению смысла (вводящие человека в неверие), если они не исправлены.

13. Такаддуми имам – если муктади (следующий за имамом во время молитвы) стоит чуть впереди имама, то у него (у муктади) намаз нарушен;

14. Мухазати маръати – нахождение женщины и мужчины во время молитвы рядом (в одном ряду, или если женщина находится впереди мужчины);

15. Тулю'и шамс – если во время чтения утреннего намаза начинается восход солнца;

16. Инкишафи гаурат – раскрытие одной четвёртой части гаурата (участки тела, которые должны быть спрятаны от чужого взора) во время намаза;

17. Тарки фарз – оставление одного из шартов (условий) намаза, оставление одного из рукнов (обязательных действий) намаза;

18. Тарки истикбаль – отклонение от направления к Кыбле в намазе;

19. Танаджус – попадание нечистоты на тело, одежду или на коврик для чтения намаза;

20. Тахаддус – преднамеренно испортить тахарат в намазе.

Саджда-сахву (земной поклон при допущении ошибок на намазе).

Обстоятельства, при которых совершаетс я саджда-сахву

Оставление одного из ваджибов намаза, это:

1. Если в фарз намазах в первых двух рака'атах вместо суры «Фатиха» прочесть какую-нибудь другую суру или аяты;

2. Если в фарз намазах в первых двух рака'атах после суры «Фатиха» не прочесть какую-нибудь суру или аяты;

3. Если в намазах из 3-х и 4-х рака'атов после первых двух рака'атов сразу встать, оставив первый ку'уд (сидение после второго рака'ата);

4. Если не прочесть ташаххуд в ку'уде (в первом или последнем);

5. Если в первом ку'уде (сидение после второго рака'ата) после чтения ташаххуда прочесть салават;

6. Если после первого ку'уда по ошибке дать салям, как в конце намаза;

7. Если имам, в тех намазах, где надо читать вслух, прочитает про себя;

8. Если имам, в тех намазах, где надо читать про себя, прочитает вслух;

9. Если в витр намазе оставить непрочитанным ду'а «Кунут»;

10. Если в намазе, не прочитав кыра'ат (чтение суры или нескольких аятов в намазе), сразу совершить руку' (поясной поклон);

11. Если в намазе совершить подряд два руку'а;

12. Если в намазе совершить подряд три саджда (земной поклон);

13. Если после ка'да аль-ахира (сидение в конце намаза) по ошибке встать для продолжения намаза;

14. Если в конце намаза после ташаххуда, забыв какой рака'ат и вспоминая слишком долго, засидеться и задержать салям (приветствие направо и налево);

Абдуллах ибн Мас'уд радыяллаху анху рассказывает:

«Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям совершил два саджда после саляма» (Бухари);

Передает Мугира ибн Шуба радыяллаху анху, что Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям сказал:

«Если имам после совершения двух рака›атов встал (т.е. не совершил первое сидение) и вспомнил перед выпрямлением, то пусть сядет, а если встал и выпрямился, то пусть не садится, а совершит саджда-сахву» (Абу Дауд).

 

Когда можно прервать намаз

1. Необходимо прекратить намаз (даже если фарз), если какой-то человек нуждается в срочной помощи;

2. Необходимо прервать намаз (даже если фарз), если жизни, здоровью или имуществу угрожает какая-то опасность (если есть угроза нападения человека, змеи, скорпиона, хищного животного, чтобы защититься от пожара или поймать вора и т.д.);

3. Можно прерывать только нафиль (желательную молитву), если тебя зовет родитель, который не знает, что ты читаешь намаз, если знает – нельзя;