Сообщение об ошибке

  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/index.php:1) in drupal_send_headers() (line 1503 of /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/index.php:1) in drupal_send_headers() (line 1503 of /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/index.php:1) in drupal_send_headers() (line 1503 of /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/index.php:1) в функции drupal_send_headers() (строка 1503 в файле /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/index.php:1) в функции drupal_send_headers() (строка 1503 в файле /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/index.php:1) в функции drupal_send_headers() (строка 1503 в файле /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/includes/bootstrap.inc).

О хадже

Пятым столпом Ислама является совершение паломничества – хаджа имеющим на это возможность. Слово «хадж» в переводе с арабского означает сильное желание, намерение и посещение того, кого возвеличили. А в Шариате это означает намерение и посещение высокочтимой Каабы с целью совершения специальных богослужений, связанных с определенными условиями и правилами.

Нельзя откладывать совершения хаджа тому, кто обладает этой возможностью, ведь может случиться так, что такая возможность ему больше не представится. Кто умрет, не успев совершить хадж, хотя имел на то возможность, в Судный день предстанет перед Аллахом ослушником, ибо не выполнил свой долг перед Ним.

Каждый совершеннолетний мужчина и каждая совершеннолетняя женщина обязаны один раз в жизни совершить хадж в Мекку. Хадж не является обязательным для тех, кто не обладает материальными средствами и возможностями для его совершения. Но какой же мусульманин не будет откладывать деньги, чтобы однажды не посетить центр ислама – Мекку, Дом Аллаха – Каабу? В Коране сообщается, что Кааба является самым древним храмом Единобожия, посвященным Аллаху.

Сказано в Священном Коране:

«Воистину, первый дом, который был воздвигнут, чтобы люди (предавались богослужению),- это тот, который в Макке (Мекка). Он благословен и служит руководством к истине для обитателей миров.

В том Доме - ясные знамения для людей. Это - место стояния Ибрахима. Тот, кто войдет в этот Дом, будет в безопасности. Аллах обязывает тех людей, кто в состоянии совершить поездку, отправляться в хадж к Дому. А если кто-либо не верует (и не совершает хаджа), то ведь Аллах не нуждается в обитателях миров».  «Али Имран» (3/96-97)

Даже, если она была построена в эпоху досточтимого Ибрахима (Авраама), мир ему, берет свое начало со времен первого звена золотой цепи Пророков - Адама ,мир ему. Она построена намного раньше храма досточтимого Сулеймана (Соломона), мир ему, в Иерусалиме. Нет другого действующего центра поклонения более древнего, чем Кааба.

В период джахилии язычники превратили хадж в некий непристойный ритуал. Все «паломники», за исключением привилегированных курайшитов, делали таваф (ритуальный обход вокруг Каабы) совершенно голыми. Прикрытие интимных мест целиком зависело от щедрости курайшитов, ведь только в их одежде можно было обходить Священную Каабу. По стенам и дверям священного дома размазывали кровь жертвенных животных, а их туши сжигали. Эти дикие обычаи были искоренены лишь с возвращением Ислама, рассматривающего всякое служение как поминание Всевышнего Аллаха, возвышение Его слова и мольбу к нему о прощении.

Те благословенные места, та атмосфера, в которой проходит паломничество, полны божественных знаков и бараката Аллаха. В Коране они упоминаются как «Ша’аируллах» (примета, знак Аллаха) и «Хурматуллах» (запреты, законы Аллаха). Одна из задач хаджа – проявление почтения к священным землям. Ведь еще со времен праотца Адама (мир ему) они вбирают в себя духовность верующих сердец и впитывают слезы любви к Богу. Здесь просветленные паломники ищут следы Пророков и обращаются к Всевышнему Аллаху так, как когда-то к Нему обращался Ибрахим (мир ему):

«О Господь! Прости нам наши грехи! Ты Рахман и Рахим! О Господь! Веди мое потомство по стезе моей религии!»

Хадж – это не просто свидание с песчаными пустынями. В благословенные края направляются навестить места Ибрахима (мир ему), повидать родину Исмаиля (мир ему) и его потомков. Там родился и вырос Пророк Мухаммад (да благословит его Алллах и приветствует). Оттуда зазвучал его первый призыв к Исламу. Паломники со всего света стекаются туда вдохнуть воздух, которым дышал Свет Миров, попытаться окунуться в ту атмосферу, в которой он находился.

Лишь стоит взглянуть на эти места сердцем, как море веры приходит в волнение, в душе разливается безграничная любовь, и вы уже утопаете в ней, куда бы ни обратили свой взор. Глаза становятся влажными, язык повторяет тасбих и тахлиль… В Коране сказано, что почтение к священным местам и обрядам свидетельствует о благочестии сердца. ( Аль-Хадж, 32)

Хадж – это поклонение как физическое, так и духовное. «Хадж мабрур», о котором говорил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), – это хадж, безупречный во всем, сначала и до конца. Хадж – это возвышение души через покаяние и мольбы о прощении. Хадж – это время, проведенное в богоугодных делах и обет продолжать их всю оставшуюся жизнь.

Ибрахим (мир Ему) обращался к Всевышнему:

رَبَّنَا وَاجْعَلْنَا مُسْلِمَيْنِ لَكَ وَمِن ذُرِّيَّتِنَا أُمَّةً مُّسْلِمَةً لَّكَ وَأَرِنَا مَنَاسِكَنَا وَتُبْ عَلَيْنَا إِنَّكَ أَنتَ التَّوَّابُ الرَّحِيمُ

«Господи наш! Сделай нас предавшимися тебе и из нашего потомства – общину, предавшуюся Тебе, и покажи нам места нашего поклонения. Прими наше покаяние – поистине, Ты – Прощающий, Милостивый!» (Аль – Бакара, 128)

Делающий такое ду`а, занятый выполнением рукнов Хаджжа, паломник вместе с тем погружается в размышления о Рассулюллахе (да благословит его Аллах и приветствует), который когда-то ходил в окрестностях Харама по этим же самым улицам.

Виды хаджа

  1. Хадж-ифрад – это совершение хаджа без умры. Совершающий хадж после облачения в ихрам делает намерение только на хадж и выполняет только обязательства хаджа. Для того, кто выполняет хадж-ифрад, курбан (жертвоприношение) не является ваджибом;
  2. Хадж-таматту – это совершение умры и хаджа отдельными облачениями в ихрам. Совершающий хадж облачается в ихрам для умры. Совершив ее, выходит из ихрама и с наступлением времени хаджа вновь облачается в ихрам для совершения хаджа. В этом виде хаджа курбан является ваджибом;
  3. Хадж-кыран – это совершение хаджа и умры в одном ихраме. При облачении в ихрам верующий деллает намерение и на хадж, и на умру. Сначала он совершает умру и, не выходя из ихрама, совершает хадж. Совершающему хадж-кыран курбан является ваджибом.

Тот, кто хочет совершить хадж, делает намерение на один из этих видов хаджа по выбору; в любом случае хадж будет правильно выполненным.

Малое паломничество (умра)

Слово «’умра» означает «посещение». В шариате это - малое паломничество.

Совершение умры хотя бы 1 раз является сунной муаккада.

В отличие от хаджа совершать малое паломничество разрешается в любое время (кроме дня Арафата и 4-х последующих дней). Лучше всего совершать умру во время Рамадана.

Обязательные действия, совершаемые паломниками во время умры

  1. Вхождение в состояние ихрама в соответствующем микате.
  2. Обход (таваф) вокруг Каабы.
  3. Ритуальный бег (сай) между холмами ас-Сафа и альМарва.
  4. Бритье головы или укорачивание волос.

Термины хаджа

Умра – малое паломничество, является сунной, которую можно выполнять в любое время года, кроме дня Арафат и дней ат-Ташрик.

Ихрам – состояние во время хаджа и умры, в котором становятся запретными некоторые действия и отношения, которые в обычном состоянии являются халялем. В состояние ихрам вступают с намерением совершения хаджа или умры и чтением тальбия (дуа). Ихрамом также называется специальная одежда, надеваемая паломниками-мужчинами.

Что запрещено в Ихраме

  1. Надевать шитую одежду (кроме женщин);
  2. Ласки, поцелуи, половая близость;
  3. Душиться;
  4. Охотиться или помогать охотиться;
  5. Срезать, ломать зеленые ветки, рвать траву;
  6. Бриться и стричься.

Тальбия – дуа, которое читают вслух в состоянии ихрам, женщины читают негромко.

 

 لَبَّيْكَ اللَّهُمَّ لَبَّيْكَ، لَبَّيْكَ لاَ شَرِيْكَ لَكَ لَبَّيْكَ، إِنَّ الْحَمْدَ وَالنِّعْمَةَ لَكَ وَالْمُلْكَ لاَشَرِيْكَ لَكَ

«Лаббейка Аллахумма Лаббейк. Лаббейка ля шарике ляка Лабббейк. Инналь-хамда ван-ни’мата лакя валь-мульк ля шарика ляк».

«Вот я перед Тобой, Господи! Нет у Тебя сотоварища! (Нет равного Тебе!) Вот я перед Тобой! Воистину, хвала Тебе, милость и могущество! Нет у Тебя сотоварища! (Нет равного Тебе!)»

 

Тавваф – обхождение вокруг Каабы против часовой стрелки 7 раз.

Сай – быстрая ходьба между двумя холмами, Сафа и Марва, которые находятся близ Каабы. Начиная от Сафы до Марвы 4 раза и от Марвы до Сафы 3 раза.

Вакфа – пребывание определенное время в долине Арафат и в долине Муздалифа.

Микат – место, где следует войти в состояние ихрам.

Долина Арафат – это место мольбы и прощения. Он напоминает площадь Сбора, которую заполнят в Судный День восставшие из могил. В страхе и надежде рабы будут ждать ответта Всевышнего. Глаза влажны от слез покаяния, губы шепчут искренние молитвы и просьбы… Здесь верующие открывают новые, чистые страницы в книгах жизни, давая Всевышнему Аллаху обет верности, обещая прожить остаток жизни в смирении перед Ним.

МУЗДАЛИФА - в Священном Коране это место упоминается как «Аль-Машшару-ль-Харам».

Долина Мина – это место, символизирующее смирение и надежду. Ведь именно там Ибрахим (мир ему) и Исмаиль (мир ему) победили шайтана, забросав его камнями. Бросание камней тогда служило еще и знаком проклятия. Слово раджим наряду со значением «проклятый» означает «побиваемый камнями». Когда-то и в войско Абрахи, направившемуся разрушить Кааабу, бедуины бросали камни. Впоследствии Всевышний Аллах уничтожил все это войско маленькими камешками, которые бросали птички абабиль.

Побивание камнями шайтана – это устремление к Всевышнему Аллаху через предание проклятию Иблиса, освобождение души от дьявольских наущений. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил, что обряд бросания камешков – есть прибегание к Всевышнему Аллаху, поминание Его (Мишкат, Тирмизи).

В другом хадисе говорится, что и бросание камней, и бег между Сафой и Марвой, и таваф – являются поминанием Всевышнего Аллаха. (Тирмизи, Несаи)

Сафа и Марва – это два холма, между которыми когда-то лежал изнывающий от жажды младенец Исмаиль (мир ему), а мать его Хаджар металась в поисках воды. По Милости Всевышнего Аллаха у ног Исмаиля (мир ему) забил источник, который был назван «Зам-зам». Впоследствии бег между этими холмами стал рукном хаджа, который называется сай. Он служит нам напоминанием о человеческом бессилии.

Сафа и Марва упоминаются в Коране:

إِنَّ الصَّفَا وَالْمَرْوَةَ مِن شَعَائِرِ اللَّهِ فَمَنْ حَجَّ الْبَيْتَ أَوِ اعْتَمَرَ فَلَا جُنَاحَ عَلَيْهِ أَن يَطَّوَّفَ بِهِمَا وَمَن تَطَوَّعَ خَيْرًا فَإِنَّ اللَّهَ شَاكِرٌ عَلِيمٌ

«Воистину, ас-Сафа и аль-Марва — одни из обрядовых знамений Аллаха. Кто совершает хадж к Каабе или малое паломничество, тот не совершит греха, если пройдет между ними. А если кто добровольно совершает доброе дело, то ведь Аллах — Признательный, Знающий» (Аль-Бакара, 158)

Кааба – это место, к которому обращены мусульмане всего мира. Местом для божественных проявлений в человеке служит его сердце. Кааба – это то место, в котором отражается божественное всего сущего. Она – сердце мира. Там же находится мессто верного своему слову Халилюллаха – Макаму-ль-Ибрахим. Верующие, выполняя приказ Всевышнего, совершают таваф там, где когда-то ступала нога благородного Ибрахима (мир ему).

Хаджару-ль-Асвад – это благословенный камень, приветствуя и целуя который паломники дают клятву на верность Всевышнему Аллаху. В то же время, приветствовать его – значит взять на себя обязательство держать в узде низменные стремления своего нафса. Черный Камень служит паломникам ориентиром, точкой отсчета начала и завершения тавафа. Стены Каабы не раз перестраивались, менялись и камни, но Хаджару-ль-Асвад остается на своем месте таким, каким был раньше. Как много благородных рук его коснулось, как много благословенных губ его поцеловало!..

Вместе с тем, что Хаджару-ль-Асвад является лишь камнем, для верующих душ он подобен бутону высокой любви. Праведный Умар (да будет доволен им Аллах), целуя его, говорил:

«Эй, Хаджару-ль-Асвад! Я знаю, что ты просто камень. Нет от тебя ни пользы, ни вреда. Целую я тебя лишь потому, что видели мои глаза, как целовал тебя Расулюллах (да благословит его Аллах и приветствует)!» (Муслим, Тирмизи)