Кому не выплачивается закят
Чтобы кто-либо имел право на получение закята, он должен обладать следующими качествами.
1. Быть неимущим
Запрещается состоятельному человеку брать закят. Исключением является тот случай, если сборщик закята, будучи состоятельным человеком, в качестве заработной платы берет свою долю. Также состоятельный человек может брать закят, если, находясь в пути, попал в затруднительное положение, так как он становится нуждающимся именно в этот момент.
Кто, кроме предметов и вещей первой необходимости, имеет средства (не имеет значения вид средств), достигшие нисаба, считается богатым. Человек, будучи здоровым и имеющий все возможности для работы, но имущество которого не достигает нисаба, может брать закят, так как при наличии всех необходимых условий, его дела могут быть расстроены. Или на данный момент отсутствует работа, или оплата, или его заработка недостаточно для содержания семьи.
Закят также можно давать тому, кто имеет дом, домашнюю утварь, слуг, средства передвижения, одежду. Также можно давать закят человеку, имеющему книги и занятому научной деятельностью, так как все это является предметами первой необходимости.
Состоятельному человеку позволяется давать милостыню, являющуюся добровольным видом поклонения. Вот почему, если позволяет устав благотворительного фонда, богатым людям можно получать долю с прибыли фонда. Это считается «атия», своего рода подарком.
Если кто-то на основании предварительных расспросов выявит нуждающегося в помощи и даст ему закят, то, по единогласному мнению ученых, его ибада считается действительной. Если состояние кого-либо неясно, или впоследствии выяснится, что получивший закят является состоятельным человеком, то, по мнению Абу Ханифы и Имама Мухаммада, его действие принимается. Если закят отдали кому-либо без предварительных расспросов, не подумав, нуждается он в помощи или нет, закят считается действительным, но если впоследствии выяснится, что этот человек не нуждается в помощи, то закят нужно выплатить вновь, ибо в этом случае было допущено пренебрежение принципом исследования.
Если закят выдали без расспросов сомнительному лицу, закят, возможно, будет недействительным. Если впоследствии выяснится, что получивший закят имеет на это полное право, то благое деяние считается действительным [1].
По мнению шафиитов, факирам и мискинам, (нищим) имеющим силу и возможности для заработка, закят выдавать нельзя, ибо Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Не имеют право на закят богатые люди, а также лица, которые могут сами зарабатывать» [2].
Однако в другом хадисе об имеющих состояние, но обладающих правом на получение закята, говорится следующее:
«За исключением пяти, богатому человеку непозволительно брать закят: работающему в сфере сбора и распределения закята; человеку, находящемуся, на пути Аллаха; богачу, который купил средства закята за свои деньги; если бедный сосед, которому дали закят, по своей воле подарил его своему богатому соседу; должник» [3].
Шафииты и ханбалиты утверждали, что если даже «му’алляфа-кулуб» и муджахиды являются состоятельными людьми, им можно оказать помощь из средств закята.
2. Быть мусульманином
По мнению большинства мусульманских факихов, представителям других религиозных конфессий закят не дают, так как Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), отправляя Му’аза бин Джабаля (радыйаллаху анху) в Йемен, наказал: «Бери закят у тамошних богатых людей и отдавай беднякам!» [4].
По мнению Абу Ханифы и Имама Мухаммада, позволяется подавать милостыню «зимми» (христианам или иудеям), ибо в Коране Всевышний повелевает: «Если вы даете милостыню открыто – прекрасно. Если вы скрываете ее, когда даете бедным, это еще лучше для вас: она искупит некоторые ваши прегрешения. Аллах ведает о том, что вы творите» [5].
Как видим, в этом аяте не делается различий между мусульманами и зимми. То есть данный аят носит обобщающий характер. Однако приведенный хадис, содержащий напутствие Му’азу (радыйаллаху анху), поясняет аят относительно закята. Исходя из него, закят можно дать только мусульманам.
По мнению Имама Зуфара, закят можно дать и зимми, так как закят дают ради Аллаха, чтобы помочь людям, испытывающим материальные затруднения. А эта цель достигается и оказанием помощи нуждающимся зимми.
Абу Юсуф, Имам Шафии и большинство факихов считают, что зимми не дают ни закят, ни другие виды «садака» (милостыни). В этом вопросе они сделали «кыяс» (использовали метод сравнения) между закятом и милостыней, подаваемой немусульманам, находящимся в состоянии войны с мусульманами [6].
3. Не иметь Хашимитского происхождения
Запрещается брать милостыню семье Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), ибо считается, что закят – это средство очищения имущества. Семью Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) можно содержать за счет 1/5 части воинских трофеев, хранящихся в Байтулмале [7]. Однажды Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Садака – это людская грязь, поэтому она запретна Мухаммаду и его семье!» [8].
По мнению ханафитов и ханбалитов, закят и садака не дают следующим племенам хашимитов: потомкам Аббаса, потомкам Али, потомкам Джафара, потомкам Акила и потомкам Хариса ибн Абдульмуталлиба [9].
По мнению ханафитов, маликитов и некоторых факихов-шафиитов, если потомки Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) не получат своей доли из Байтулмала, то позволяется давать им закят. Подобное разрешение имеет целью оградить хашимитов от попадания в крайнюю нужду и обеспечить их вещами первой необходимости. Кроме того, множество алимов считают, что кроме закята, потомкам хашимитов позволяется давать садака.
4. Дающий закят не должен быть обязанным обеспечивать «нафакой» [10] берущего закят
Никто не имеет права давать закят следующим лицам: неимущей супруге, близким родственникам, то есть отцу и матери, дедушке и бабушке, сыновьям и дочерям, их детям (внукам). Данное положение касается и разведенной супруги, находящейся в состоянии «идда». Этот запрет объясняется тем, что человек и так обязан помочь близким родствнникам, когда они испытывают нужду. Если им дать закят, то получается, что закят опять вернулся к нему. После выплаты закята между дающим и берущим не должно быть каких-либо корыстных расчетов.
Шафииты также придерживаются мнения, что человек, получающий помощь от тех, кто по положению обязан помогать ему, не может считаться нуждающимся. Такой человек подобен тому, который каждый день находит средства для удовлетворения своих нужд.
По мнению Абу Ханифы и ханбалитов, супруга не может дать закят своему бедному мужу, так как в этом случае закят, посредством нафаки, опять попадет в руки жены [11].
По мнению Абу Юсуфа, Имама Мухаммада, Имама Шафии и Имама Малика, позволяется женщине дать закят своему супругу, испытывающему материальные трудности, ибо известно, что когда Зайнаб (радыйаллаху анха), супруга ибн Мас’уда (радыйаллаху анху), задала такой вопрос Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), он ответил ей:
«Твой муж и твой ребенок наиболее достойны того, чтобы им оказали помощь» [12].
Но предпочтительнее всего дать закят другим родственникам, положение которых дает им право получения помощи по Исламу. Это братья и сестры, их дети; дяди и тети по отцовской линии, также их дети; дяди и тети по материнской линии, также их дети. Также разрешается давать закят и другим близким людям, называемых «завиль-архам».
Поощряя помощь близким родственникам, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Садака, данная беднякам, это одна садака. Садака, данная родственникам, представляет собой две садаки. Одна садака – это садака, а другая – это доброе отношение к родственникам» [13].
Что касается дополнительных видов садаки, то позволяется давать их как близким, так и дальним родственникам, ибо благодаря такому деянию, человек зарабатывает два саваба: за садаку и доброе отношение к родственникам. Как известно, нафиль садака дозволено давать и богатым, и немусульманам. На это указывает аят Корана:
«Они дают пищу беднякам, сиротам и пленникам, несмотря на любовь к ней» [14].
Во времена Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) пленники были язычниками. Передают, что когда Асма, дочь Абу Бакра (радыйаллаху анху) задала Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) вопрос о своей матери, которая была язычницей, он ответил:
«Делай добро своей матери» [15].
5. Быть в здравом уме, достигшим совершеннолетия и быть свободным
Нельзя давать закят детям (младше семилетнего возраста) и умалишенным. Закят дают их попечителям. Позволяется в праздничные и радостные дни делать подарки (с намерением выплатить закят) своим слугам, работникам и детям, а также тем, кто принес добрые вести.
Запрещается давать закят детям состоятельных людей, так как если родители у них богатые, следовательно, и дети считаются богатыми. Однако можно дать закят ребенку-сироте состоятельной женщины, отцом которого является мусульманин, так как согласно канонам Ислама, родословная ребенка берет начало от отца. Поэтому из-за состояния матери ребенок не может считаться богатым.
Закят также можно дать нуждающемуся отцу (являющемуся мусульманином) какого-либо состоятельного человека; а также старшему сыну (являющемуся мусульманином) или дочери. Также закят можно дать нуждающейся супруге (являющейся мусульманкой), ибо все перечисленные являются отдельными личностями, поэтому не могут считаться состоятельными из-за состояния близких им людей [16].
Закят лучше всего давать людям той местности, где находятся средства, собранные в качестве закята, так как Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) повелел Му’азу (радыйаллаху анху):
«Бери закят у богатых людей Йемена и отдавай беднякам Йемена!» [17].
Отправка закята в конце года в другие области или страны является танзихан макрух, но если там находятся нуждающиеся родственники или есть люди, находящиеся в более тяжелом положении, то позволяется отправление закята в другие местности [18].
Распределение закята в той местности, где он был собран, несет значительное облегчение. Например, известны наиболее нуждающиеся лица, уменьшаются расходы на сборы и распределение. Сюда же можно отнести и определенную свободу этих местностей в экономическом отношении.
_______________________
[1] - аль-Касани, 2/48; ибн Хумам, 2/27; ибн Абидин, 2/88, 93, 96; Бильмен, Стамбул, 1985, стр. 359-361; аль-Майдани, 1/157.
[2] - Абу Дауд, Закят, 24; Насаи, Закят, 91; Ахмад бин Ханбаль, 4/224, 5/362.
[3] - Ибн Маджа, Сунан, 1/590.
[4] - Бухари, Закят, 1/63, Таухид, 1; Магази, 60; Муслим, Иман, 29; Абу Дауд, Закят, 5; Тирмизи, Закят, 6.
[5] - Сура аль-Бакара, 2/271.
[6] - аль-Касани, 43; ибн Хумам, 2/21; аль-Фатаваи хиндия, 1/176; ибн Абидин, 2/81; ибн Рушд, 1/267; Зухайли, 2/883-884.
[7] - «Байтулмал» – государственная казна в исламском государстве.
[8] - Муслим, Закят, 167, 168; Абу Дауд, Имара, 20; Насаи, Закят, 95; Фей, 15; Зайлаи, Насбур-рае, 2/403; аш-Шавкани 4/174.
[9] - аль-Касани, Бадаиус-Санаи, 2/49.
[10] - «Нафака» – содержание семьи и близких, обеспечение вещами и продуктами.
[11] - аль-Касани, 2/40; аль-Майдани, аль-Любаб, 1/156; ибн Абидин, 2/87.
[12] - Абу Дауд, Закят, 44; см.сура ат-Талак, 19.
[13] - Тирмизи, Закят, 26; Насаи, Закят, 22, 82; ибн Маджа, Закят, 28; Дарими, Закят, 38; Ахмад бин Ханбаль, 4/17, 18 214.
[14] - Сура аль-Инсан, 76/8.
[15] - Муслим, Закят, 49.
[16] - аль-Касани, 2/47; ибн Абидин, 2/81, 85, 95.
[17] - Бухари, Закят, 1/63, Таухид, 1; Магази, 60; Муслим, Иман, 29; Абу Дауд, Закят, 5; Тирмизи, Закят, 6.
[18] - Ибн Хумам, 2/28; ибн Абидин, 2/93; аль-Фатаваи аль хиндия, 1/178; аль-Майдани, 1/158.