Сообщение об ошибке

  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/index.php:1) in drupal_send_headers() (line 1503 of /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/index.php:1) in drupal_send_headers() (line 1503 of /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/index.php:1) in drupal_send_headers() (line 1503 of /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/index.php:1) в функции drupal_send_headers() (строка 1503 в файле /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/index.php:1) в функции drupal_send_headers() (строка 1503 в файле /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/index.php:1) в функции drupal_send_headers() (строка 1503 в файле /var/www/u0374377/data/www/dd.udachny-milost.ru/includes/bootstrap.inc).

Как читать намаз

Почти все намазы: будь то фарды, ваджибы, суннаты или нафль-намазы – состоят из одних и тех же действий и читаются одинаково.

Намаз делится на периоды, которые называются ракаатами. Ракаат –  это строго определенная последовательность действий и слов. Начинается ракаат со стояния (кыям), во время которого читается что-то из Корана, затем следует поясной поклон (руку), после которого, выпрямляясь, молящийся возвращается в вертикальное положение, из которого переходит в земной поклон (саджда), который совершается два раза. Каждый второй ракаат завершается сидением (каʼда) для чтения ташаххуда. Все это мы подробно рассмотрим дальше.

Намазы характеризуются прежде всего по числу ракаатов. Так, мы сказали, что утренний намаз (фаджр) состоит из двух ракаатов, обеденный (зухр) – из четырех, вечерний (магриб) – из трех и т. д.

 

Порядок совершения намаза по ханафитскому мазхабу

Для каждого мусульманина является фардом совершение намаза пять раз в день. Это утренний — фаджр, полуденный — зухр, послеполуденный — аср, вечерний — магриб и ночной — иша намазы. К совершению намаза следует приступать с чистым телом, в чистой одежде, на чистом месте, обратившись лицом к кибле — в сторону Священной Каъбы. Намаз совершается в следующем порядке:

Намаз фаджр

Намаз фаджр состоит из двух ракъатов намаза сунна и двух ракъатов фард-намаза — всего четыре ракъата.

Сунна-намаз в два ракъата совершается следующим образом:

1. Обратившись в сторону Каъбы вознамерившийся про себя произносит: “Я вознамерился своевременно совершить два ракъата сунна-намаза фаджр обратившись к кибле — искренне ради Аллаха”;

2. Произносится такбирул ихрам (такбирул ифтитах) — الله أكبر  “Аллаху акбар” (Аллах Велик),  которым начинается совершение намаза. При этом мужчины, обратив открытые ладони рук к кибле, касаются большими пальцами мочек ушей. Женщины в этом случае поднимают руки до уровня плеч. Как у мужчин, так и у женщин, при поднятии рук с произнесением такбирул ихрама пальцы рук держатся немного растопыренными, ладони обращенными в сторону киблы;

3. Руки складываются.

Мужчины кладут правую ладонь поверх левого запястья. При этом, большим пальцем и мизинцем правой руки обхватывают запястье левой руки, образовывая при этом “замок”. Остальные три средних пальца плотно ложатся на левую руку. В таком положении замкнутые руки свободно опускаются на уровень чуть ниже пупка. Женщины, положив правую руку поверх левого предплечья, держат их на уровне груди.

Это состояние называется кийам. В кийаме — положении стоя, направив взор на место совершения саджды, совершающий намаз поочередно читает:

Молитва Сана :

 سبحانك اللهم وبحمدك وتبارك اسمك وتعالى جدك ولا إله غيرك  «Субханакаллахумма ва бихамдика ва табарокасмука ва таъала джаддука ва лаа илааха гойрук». (Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, благословенно имя Твое, превыше всего величие Твое, и нет никого достойного поклонения, кроме Тебя.)

Вслед за этой молитвой для кираата сур произносится :

  بِسْمِ اللَّـهِ الرَّحْمَـٰنِ الرَّحِيمِ   أعوذ بالله من الشيطان الرجيم  “Аъуузу биллахи минашшайтанир раджим. Бисмиллахир Рахманир Рахим” (Прибегаю к защите Аллаха от побиваемого камнями шайтана,Во имя Аллаха, Милостивого, Милующего.) .

Дуа «Субханака» и данная формула защиты произносятся только в первом ракаате. в ханафитском мазхабе слова «бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим» произносятся про себя, даже если молитва читается вслух.

 Затем читается сура «Фатиха»:

الْحَمْدُ لِلَّـهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ  Аль-хамду лилляхи роббиль-ʼалямин

الرَّحْمَـٰنِ الرَّحِيمِ  Aр-Рахманир-Рахим

مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ  Mалики яумид-дин

إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ  Ийяка наʼбуду уа ийяка наста’ин

اهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ  Ихдинас-сыратоль-мустакым

صِرَاطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ  Сыратоль-лязина анʼамта ʼалейхим

غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلَا الضَّالِّينَ  Гойриль магдуби ʼалейхим уа ляд-дооооллин

 (Амин – произносится тихо)

Значение: “ Хвала Аллаху, Господу миров,Милостивому, Милующему,Властителю Судного дня.Тебе одному мы поклоняемся и к Тебе одному взываем о помощи.Наставь нас на путь праведный –Путь тех, кого Ты одарил Своими благами,А не тех, кто навлекна себя Твой гнев,и не тех, кто впал в заблуждение.”

Следом за сурой «Аль-Фатиха» читается другая сура или аяты Корана. Произносить «бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим» перед ними не нужно.

 Минимальное количество аятов Корана, которое нужно прочитать после суры «Аль-Фатиха», – три коротких аята или один длинный.

В качестве короткой-суры начинающие могут читать одну из следующих малых сур:

Сура «Кавсар»: “Иннаа аътойнакал кавсар. Фасолли лироббика ванхар. Инна шаниака хувал абтар”.

Значение: “Поистине, Мы даровали тебе Кавсар! Совершай же намаз Господу твоему и закалывай! Поистине, ненавистник твой – он сам куцый”.

Сура «Ихлас»: “Кул хуваллаху ахад. Аллахус сомад. Лам йалид ва лам йулад. Ва лам йакуллаху куфуван ахад”.

Значение: «Скажи: «Он – Аллах, Един, Аллах – Сомад. Не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!»

Сура «Фалак»: “Кул аъуузу бироббил фалак. Мин шарри ма холак. Ва мин шарри госикин иза вакаб. Ва мин шаррин наффасаати фил ъукад. Ва мин шарри хасидин иза хасад”.

Значение: «Скажи: “Прибегаю к защите Господа рассвета, от зла того, что Он сотворил, и от зла темной ночи, когда она наступила, и от зла дующих на узлы, и от зла завистника, когда он завидовал!”»

Сура «Наас»: “Кул аъуузу бирроббин наас. Маликин наас. Илахин наас. Мин шаррил васвасил ханнаас. Аллазии йувасвису фии судурин наас. Минал жиннати ван наас”.

Значение: «Скажи: «Прибегаю к защите Господа людей, Царя людей, Бога людей, от зла искусителя, исчезающего, который наущает в груди людей, [который] из джинов и людей!»

4. После окончания короткой-суры произносится “Аллаху акбар” и совершается поясной поклон — рукуъ. Мужчины поклоняются не сгибая локтей и колен, крепко обхватив при этом растопыренными пальцами рук коленные чашки. Голова и спина мужчин должны находиться на одном уровне по горизонтали.

В отличие от мужчин, женщины наклоняются при совершении рукуъ несколько меньше. В рукуъ женщины слегка сгибают колени и держатся за колени, не растопыривая пальцы рук, как то делают мужчины.

В положении рукуъ, в состоянии душевного покоя три раза произносится سبحان ربي العظيم    “Субхана Роббийал Азим” (Великий мой Господь не имеет недостатков)

5. Из состояния рукуъ выпрамляются произнося одновременно

  سمع الله لمن حميده     “Самиъаллаху лиман хамидах”  (Аллах слышит того, кто Его восхваляет)

Выпрямленное положение тела называется кавма

Находясь в кавме, произносится  “Роббана лакал хамд” (О наш Господь! Тебе слава!) , и совершающий намаз малость остается в этом положении, в состоянии душевного покоя.

6. Далее, произнося الله أكبر  “Аллаху акбар” (Аллах Велик),  начинается выполнение саджды, касаясь земли сначала коленями, затем ладонями, далее носом и лбом в конце. При совершении саджды пальцы ног находятся в направленном (разогнутом) в сторону киблы положении и не отрываются от земли. Мужчины не касаются локтями земли и своих обоих боков, по мере возможности направляют все части тела (конечности) в сторону киблы .

Женщины в саджде кладут локти на землю .

При саджде, когда лоб и нос касаются земли, в состоянии душевного покоя три раза произносится   سبحان ربي العلى    “Субхана Роббийал Аъла” (Мой Всевышний Господь не имеет недостатков)

7. Затем произнеся الله أكبر  “Аллаху акбар” (Аллах Велик),  и выпрямившись от саджды, совершающий намаз некоторое время сидит на корточках .В этом пололожении руки, в том числе и пальцы рук находятся на ногах произвольно. При этом кончики пальцев рук должны быть на уровне сгиба колен — не должны свисать с колен или не достигать этого сгиба. В этом положении сидя, в состоянии душевного покоя два раза произносится ربي اغفر لي   “ Робби гфирли” (О мой Господь! Прости меня!)

 

Совершение второго земного поклона без полноценного выпрямления – лишь чуть приподняв голову –  недопустимо!

Оставайтесь в таком положении столько времени, чтобы можно было хотя бы один раз произнести: «СубханаЛлах». 

 Можно произнести:

В этом положении мужчины сидят на «подстиланной» левой ноге, а пальцы правой ноги остаются как при саджде —направленными (разогнутыми) в сторону киблы .Женщины сидят, загнув ступни ног носками вправо.

8. Произнеся “Аллаху акбар” совершается вторая саджда. В положении саджды вновь  будучи в состоянии душевного покоя три раза произносится “Субхана Роббийал Аъла” . На этом завершается первый ракъат намаза.

9. Затем, произнеся “Аллаху акбар”, совершающий намаз поднимается с саджды, но не садится, а ни на что не опираясь, встает в положение кийам для соверешения второго ракъата.

10. В положении кийам, начиная уже только с “Бисмиллахир Рахманир Рахим”, читается сура «Фатиха», вслед за ней читается любая короткая-сура. При этом короткие-суры, прочтенные в каждом последующем ракъате должны быть не длинее предыдущей и ниже порядковым номером по своему расположению в Куръане.

11. Произнеся “Аллаху акбар” совершается рукуъ. В этом положении с покоем в душе три раза произносится “Субхана Роббийал Азим” .

12. Произнеся “Самиъаллаху лиман хамидах”, принимается ровное положение стоя), и произносится “Роббана лакал хамд” и малость выдерживается это положение стоя.

13. С произнесением “Аллаху акбар”, совершается саджда точно также как и в первом ракъате. В этом положении со спокойствием в душе три раза произносится “Субхана Раббийал Аъла”.

14. Со словами “Аллаху акбар” совершающий намаз поднимается с саджды и, выпрямившись, малость сидит на пятках . В этом положении, в состоянии душевного покоя он два раза произносит “ Робби гфирли ”.

15. Произнеся “Аллаху акбар”, совершается вторая саджда. В положение саджды в состоянии душевного покоя трижды произносится “Субхана Роббийал Аъла”.

16. Затем человек подниматся с саджды, сопровождая это движение словами такбира “Аллаху акбар” и садится на пятки. Это положение называется каъда. В положении каъда руки и пальцы лежат на согнутых в коленях ногах произвольно. При этом кончики пальцев должны быть на уровне сгиба колен, не должны свисать с колен и не должны не достигать этого сгиба.

В этом положении мужчины сидят на левой ноге (пятке), а ступню правой ноги держат перпендикулярно к земле так, что пальцы этой ноги при этом держатся разогнутыми параллельно земле и направлены в сторону киблы .

Женщины сидят, загнув ступни ног носками вправо. При этом взгляд совершающего намаз направляется на область груди, преимущественно на ту часть, где находится сердце. В данном положении читается дуа ташаххуд:

Молитва Ташаххуд (Аттахийяту): 

التحيات لله والصلوات و الطيبات،
السلام عليك أيها النبي ورحمة الله وبركاته،
السلام علينا وعلى عباد الله الصالحين،
أشهد أن لا إله إلا الله وأشهد أن محمدا عبده ورسوله

«Ат-тахийяту лилляхи уас-соляуату уат-тоййибат ,Ассаляму ʼаляйка айюхан-набийю уа рахматуллахи уа баракатух, Ас-саляму ʼаляйна уа ʼаля ʼибадилляхис-солихин ,Ашхаду алля иляха илляллаху уа ашхаду анна Мухаммадан абдуху уа расулюх».

(Приветствия Аллаху, молитвы и добрые дела. Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословение.Мир нам и истинным слугам Аллаха.Свидетельствую, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Его Посланник.)

Затем читается салават:

اللهم صل على محمد وعلى آل محمد

كما صليت على إبراهيم وعلى آل إبراهيم.

وبارك على محمد وعلى آل محمد

كما باركت على إبراهيم وعلى آل إبراهيم،

في العالمين إنك حميد مجيد

 

Салават: «Аллахумма солли ала Мухаммадив ва алаа али Мухаммад, кама соллайта ала Ибрахима ва ала али Ибрахим, иннака Хамидум Маджид. Аллахумма барик ала Мухаммадив ва ала али Мухаммад, кама баракта ала Ибрахима ва ала али Ибрахим, иннака Хамидум Маджид».

(О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как Ты благословил Ибрахима и семейство Ибрахима. Поистине, Ты – Достойный похвалы. Славный! Аллах, пошли благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада, как Ты послал их Ибрахиму и семейству Ибрахима. Поистине, Ты – Достойный похвалы, Славный!)

Затем возносится одна из молитв, о которых упоминается в хадисах:

 

رَبَّنَا آتِنَا فِي الدُّنْيَا حَسَنَةً

وَفِي الآخِرَةِ حَسَنَةً

وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ

 

«Роббана атина фид дунйа хасанатав ва фил ахирати хасанатав вакина азабан наар» (сура Бакара, аят 201).

(О наш Господь! Даруй нам благо в земной жизни и благо в вечной жизни и защити нас от наказания в Аду!)

17. Повернув голову сначала враво произносится приветствие “Ассаламу алайкум ва рахматуллах”, затем повернув голову влево, также произносится “Ассаламу алайкум ва рахматуллах”, тем самым намаз завершается. При поворачивании головы в стороны для приветствий взор опускается на правое или левое плечо так, что если посмотреть краем глаз (периферическим взглядом) поверх плеча, то можно увидеть два ряда позади себя. При поворачивании головы с одной стороны в другую взгляд не поднимается выше области груди

В таком же порядке совершается два ракъата фард-намаза фаджр.